Архив/Научные труды/Статьи/Введение в изучение греческого языка
 

Введение в изучение греческого литературного языка


 

$nbsp;

Листы: 1   3
Проф. О. М. Фрейденберг*

Программа занятий по «Введению в изучение греческого литературного языка» для I курса студентов ЛГИЛИ

40 часов.

I. Гомеровская проблема Содержание и анализ так называемых Гомеровских поэм Илиады и Одиссеи. История их изучения в буржуазной науке. Вольф, Лахман, Шлиман.
Методологическое значение привлечения памятников материальной культуры для изучения языка.
Понятие в буржуазной науке термина «до-история». Марксистское понимание «до истории», как истории до-классового общества. Главнейшие стадии развития до-классового общества с точки зрения материальной базы, социальной структуры и форм сознания. Краткое изложение учения о семантике, как системе смысловых значимостей в общественном мировоззрении. Учение акад. Марра и палеонтологический анализ, вскрывающий мировоззрение до-классового общества. Критика буржуазных теорий по «гомеровскому вопросу» с позиций советской науки. Анализ первой половины II-й песни Илиады: Терсит.
Проблемы, встающие при применении палеонтологического анализа: диалектика формы и содержания. Форма, как мировоззренческое содержание, и ее противоречие социальной функции. Илиада и Одиссея взятые антиформально: эпос о Гильгамеше у Вавилонян*, Рамаяна и Махабхарата* у индусов, древне-египетский эпос.
Одинаковая семантика, объяснимая одинаковой стадией развития об[щест]ва.
Проблема одинакового общественного развития и язык.
Понятие о диалектах. Аттический язык, как язык господствующего класса, и античные «нацменовские» языки. Язык гомеровских поэм и мышление, создавшее его.
Гомеровский язык и гомеровский фольклор.
Что такое «Гомер» палеонтологически: «Гомер у Гомера»: Демодок и Фемий. Проблема сказительства. Вывод: Научная актуальность и показательность «Гомеровского вопроса» для Советской* проблематики и критики буржуазно-формалистических теорий.

10 часов.

2. Эпика. Гомеровский фольклор и греческая эпическая поэзия. Поэмы анонимные и авторизованные. Мифология и фольклор. Троянский и фиванский цикл мифов, обрабатываемый в эпосе и в трагедии. Знакомство с основными мифологемами эгейского отрезка Средиземноморья. Увязка мышления, языка и мифа.
2 часа

Так называемые Гомеровские гимны. Гимн к Деметре, как священное сказание при Елевсинских таинствах. Краткий экскурс в греческую религию. Олимпийский пантеон. Культ, обряд, сказание. Критика буржуазных теорий о стабильности обряда и текучести сказания. Единство обряда и сказания с точки зрения единства семантики. Елевсинские мистерии, земледельческие религии умирающего и воскресающего бога, языческая и христианская версии. Мистерии и христианская литургия. Классовое использование религии: Гимн к Деметре, как образец обработки земледельческого мифа елевсинскими жрецами.

4. Поэмы Гесиода и их значение для мифологии, религии, истории быта. Классовая идеология Гесиода. «Теогония» и «Труды и дни». Краткое знакомство с генеологическими мифами. Проблема гномической поэзии. Языковая семантика и гномика.

2 часа. Всего 6 часов.

5. Лирика. Харический характер древней лирики. Проблема хора в буржуазной науке. Применение Марксистской* методологии в изучении проблемы хора: хор, как отражение социальной структуры до классового об[щест]ва. Хоровая лирика. Социальные предпосылки для выделения индивидуальной лирики. Язык лириков. Ионийский и эолийский диалекты.

2 часа.

6. Трагедия. Хорическая лирика и хорическая драма. Буржуазные теории происхождения трагедии и их формалистичность. Происхождение трагедии с точки зрения Советской науки. Формы общественного сознания, породившего обрядность. Тотемизм, обряды разрываний и христианская литургия. Структура трагедии и структура комедии. Происхождение трагедии с точки зрения палеонтологического анализа. Зарождение трагедии и театр Диониса. Классовые корни трагедии. «Скованный Прометей» Эсхила в освещении К. Маркса. Классовая идеология и стиль Эсхила. Трагедии Софокла. Еврипид и его драмы. Классовые причины разницы стилей у Эсхила, Софокла и Эврипида. Диалекты лириков и аттический язык трагиков: связь классового сознания, языка и жанра.

8 часов.

7. Древняя комедия. Происхождение и функциональность комедии с точки зрения буржуазной и советской науки. Классовая сущность политической
комедии в Афинах. Аристофан. Язык провинциальной и Афинской комедии.

2 часа.

8. Проза. Проблема происхождения прозы: Язык прозы. Философская проза и историческая проза. Ораторская проза. Классовая сущность аттической прозы. Лисий, как новеллист. Разница для нас так наз[ываемой] художественной литературы греков и их прозы. Классовые причины отсутствия романа и повести в классическую эпоху.

2 часа

9. Новая комедия. Происхождение новой комедии. Средняя комедия по Плавту и Теренцию. Комедия Менандра, ее классовое происхождение, ее язык.

2 часа

10. __Эллинистическая эпоха. Исторический экскурс при определении эллинистической литературы. Феокрит, Каллимах, Аполлоний Родосский. Классовые причины «малых» жанров: Язык александрийцев. Мимиямбы Геронда.

2 часа.

11. Сатира. Лукиан и высказывания о нем классиков Марксизма*. Антирелигиозное значение сатиры Лукиана. Классовое происхождение пародии. Язык Лукиана.

2 часа.

12. Роман. Происхождение греческого романа: Буржуазные теории. Палеонтологический анализ романа. Учение об именах собственных. Семантика имен в романе. Греческий роман и евангелия, деяния апостолов и роман приключений. Классовая сущность романа. Язык романа. – Заключение: Общая историческая концепция в смене литературных жанров: увязка языка и литературы с точки зрения классового сознания.

4 часа.

Утверждается кафедрой Фрейденберг
I к[урс]
I сем[естр]
Фам[илия] препод[авателя]. Назван[ие] предм[ета]. Часы. Разверстка часов.*
Листы: 1   3