Архив/Научные труды/Статьи/Семантика кукольного театра
 

Семантика постройки кукольного театра

Опубл.:
1. Семантика архитектуры вертепного театра: (фрагменты доклада О. М. Фрейденберг, прочитанного в Академии материальной культуры 20 мая 1926 года) / [подг. текста], научн. аппарат Н. В. Брагинской // Декоративное искусство СССР. – 1978. – № 2. – С. 41–44;
2. Семантика постройки кукольного театра // Миф и театр / О. М. Фрейденберг; сост., научно-текст. подг., предисл. и примеч. Н. В. Брагинской. – М.: ГИТИС, 1988. – С. 13–35.
3. The Architectural Semantics of the Vertep Theater // Soviet Studies in Literature: a Journal of Translations. – 1990–1991. – Vol. 27, № 1 : Ol’ga Mikhailovna Freidenberg : [Selected Translations]. [Part I] / guest ed. N. Perlina. – P. 41–53

 

$nbsp;

Листы: 1   9   17   25  
Сатирикон
История
Magnin 1852
Маньен Шарль
Тримальхион
Геродот
Петроний
1 Доложено в Академии Матерьяльной Культуры 20 мая 1926 г.
2 см. Маньен Шарль
3Magnin Ch. Histoire des Marionnettes en Europe depuis lantiquité jusqu'à nos jours. – Paris, 1852. P. 18–19.
Fragmenta
Symposium
Stromata
Aegyptii sive de providentia
Adversus Valentinianos
De Anima
Schone 1890
Филон Византийский
Герон Александрийский
Климент Александрийский
Синезий Киренский
Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс
Magnin 1852
Мария дева
Афина
Иисус Христос
1 Id., 29, 32.
2 Tert., De an. VI, Adv. Val. 28; Syn., De prov. I, p. 98; Clem. Al., Str. II, p. 434; VI, p. 598 и др.
3 Magnin, o. c., p. 22–23.
4 Id., 25.
5 Xen., Symp. IV 55, ср. Ath., 19 e.
6 См.: Schöne R. Zu Hyginus und Hero. – Jahrb. d. kais. deut. arch. Instituts. – B., 1890, Bd V, S. 73 sq.
7 Magnin, o. c., p. 56, 57, 118, 119, 197, 277.
Марр Николай Яковлевич
Magnin 1852
Мария дева
Дионис
Иисус Христос
1 Id., p. 119–120.
2 Id., p. 62–63. То же в Греции: в Дионисиях александрийских вослед Дионису едет на повозке автомат, который сам поднимается, из золотой чаши возливает молоко и снова садится. Ath., V 198 f sq.
3 Magnin, o. c., p. 63.
1 Литература огромна. См.: Usener H. Italische Mythen. – In: Kleine Schriften. – Leipz. – B., 1912, Bd IV, S. 110 sq.
2 Ср.: Magnin, o. c., p. 147, sq., 291; Адам Олеарий. Подробное описание путешествия Голштинского Посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1638 годах. – Чтения Моск. О-ва Ист. и Древн. Росс. 1868, III, с. 678; Долгорукий И. М. Журнал путешествия из Москвы в Нижний 1813 года. – М., 1870, с. 81.
3 О commedia dell’* arte, кукольном театре в Европе и Петрушке: Dieterich A. Pulcinella. Pompeianische Wandbilder und römische Satyrspiele. – Leipz., 1897, S. 251 Sqq.; Sand M. Masques et Bouffons (Comédie italienne). – P., 1860, I, p. 2 Sq.; Cornford F. M. The Origin of Attic Comedy. – Leipz., 1914, p. 142, 144 sqq.; Reich H. Der Mimus. – B., 1903, Bd I., S. 689; Magnin, o. c., p. 276; Ровинский Д. А. Русские народные картинки. – Спб, 1881–1893, т. V, с. 227; Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. – Спб, 1899, с. 19; Алферов А. Д. Петрушка и его предки (Очерк истории народной кукольной драмы). – М., 1895; Маркевич Н. А. Обычаи, поверия, кухня и напитки малороссиян. – Киев, 1860, с. 27 слл.
1 Веселовский А. Н. Старинный театр в Европе. – М., 1870, с. 393 сл., Морозов П. О. Очерки из истории русской драмы XVII-XVIII столетий. – Спб, 1888 с. 81–82; Галаган Гр. П. Малорусский вертеп. – Киевская старина, 1882, № 10, с. 1 слл.; Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси. – Спб, 1895 (компиляция) и др.
2 Веселовский, o. c., с. 27.
3 Magnin, o. c., p. 120, 280.
1 Так в кукольном театре не только Украины, но Польши и Белоруссии. См.: Морозов, o. c., с. 83.
2 Id., p. 83; ср. описание австрийского Christschau. Id., p. 81.
3 Морозов, o. c., с. 81, 85, Галаган, o. c., с. 10 слл.; Дон-Кихот, ч. II, гл. 25–26. Особенно Олеарий, o. c.
1 В нижней Австрии церковный сторож с двумя мальчиками в красных стихарях носят из дома в дом ящик, который называется Christschau: передняя стенка снимается и видны ясли, с девой и новорожденным. Над вертепом – ангелы и звезда, см. Морозов, o. c., с. 81. Раек – тот же вертеп, лишь с Paradiesspiell. См. Тихонравов Н. С. Начало русского театра. – Летописи Русской Литературы, 1861, т. III, кн. 5, с. 26; Веселовский, o. c., с. 328 сл.
2 Дон-Кихот, ч. II, гл. 25–26.
3 Эдикулами назывались и сидения на высоте. Они имели ложа для богов и царей; отсюда римские императоры смотрели на состязания: Suet., Aug. 4–5, Claud., 4, Domit. 13.
1 Dio Cass., 39, 20.
2 Polyb., VI 53; Plin., NH XXXV 2; Petr., Sat. 29; Bötticher C. G. W. Die Tektonik Hellenen. – Potsdam, 1852, S. 253.
3 Особенно близки вертепу так называемые ζῷα λίθινα – маленькие храмики-ящики со статуэтками: Bötticher, o. c., S. 261. По-видимому, сюда принадлежат и глиняные фигурки-силены, внутри которых находились изображения богов, Plat., Symp. 215 b.
Листы: 1   9   17   25