"Характеры" Теофраста

Опубл.: «Характеры» Теофраста // Ученые записки ЛГУ. Сер. филол. наук. – Л., 1941. – Вып. 7 (№ 63). – С. 129–141.

 

$nbsp;


Листы: 0   4   8   12   16  
XXVI*. Любовь к олигархии
Любовью к олигархии могло считаться некое непреодолимое стремление к сильной власти, любящий же олигархию тот, кто во время совещания демоса об избрании лиц для совместной с архонтом заботы о процессии, подходит с отказом; и, если нужно послать послов, говорит, что они должны иметь неограниченные права; и если их предлагается десять, он говорит: «достаточно одного», а этот зато должен быть мужем; и из стихов Гомера он имеет только один этот в виду: «Нет в многовластии блага, да будет единый властитель»; а о других он ничего не знает. Несомненно, он же силен такими словами пользоваться, как: «Нужно самим нам, сойдясь вместе, относительно этого посовещаться и от черни и от площади отдалиться и перестать приближаться к должностям; и, сами получая из-за них оскорбления или бесчестие, [должны] сказать, что «или им или нам следует проживать в городе!» И, посредине дня выходя и завернувшись в плащ, по моде постриженный и со тщательно подрезанными ногтями, он высокопарно говорит, бросая такие слова по дороге в Одеон: «Из-за сикофантов невозможно жить в городе», и что: «В судах сильно мы претерпеваем от судей», и что: «Я удивляюсь тем, которые обращаются к государственным делам, чего они хотят», и что:» «Непостоянна толпа и всегда принадлежит тому, кто разделяет и дает [ей]». И что он стыдится в народном собрании, когда рядом с ним сидит кто-нибудь бедный и грязный, и говорит: «Когда мы перестанем погибать от литургии и триерархий?» и что ненавистен род демагогов. И говорит, что Тезей первым явился виновником государственных бедствий: ибо он, согнав толпу из десяти городов в один, привел царство к разрушению; и справедливо сам потерпел, ибо он первый от них погиб. И все другое в таком же роде он говорит чужестранцам и гражданам с одинаковым образом поведения и предпочитающим то же самое [что и он].
Демос совещается. Т.е. на народном собрании.
Из стихов Гомера. Ил. II, 204, Слова Одиссея.
Посредине дня. Когда нет «черни» – заняты работой и заседают в судах.
Одеон. Афинский Одеон построен Периклом для музыкальных состязаний во время Панафиней. Примыкал с восточной стороны к театру Диониса; небольшое круглое здание с колоннами.
Из-за сикофантов. Категория людей, занимавшихся доносами с обвинением в антигосударственных преступлениях. При осуждении обвиненного получали часть имущества. Чрезвычайно развито в Афинах и особенно в IV веке.
Кто разделяет и дает. Имеются в виду выскочки, завоевывавшие популярность широкой раздачей денег.
Тезей. Мифический царь Афин, основатель афинского государства, народный герой. По преданию, он соединил аттические общины в один город.
XXVII. Запоздалое ученье
Запоздалое ученье могло бы считаться трудолюбием, превосходящим возраст, а запоздалый в учении это тот, кто выучивает речи шестидесяти лет от роду и, говоря их во время пирушки, забывает. И выучивает от сына «Направо!» «Налево!» и «Назад!» И во время
праздника* Гермеса он ссужает деньгами юношей и совершает бег с факелами. И, конечно, если только он позван в Гераклий, то, сбрасывая плащ, поднимает быка, чтобы отогнуть ему шею. И упражняется, заходя в палестру. И остается на зрелищах три или четыре раза во время исполнения песен, заучивая их. И при посвящении в таинства Сабазия спешит получить у жреца признание в наибольшем отличии. И, влюбляясь в гетеру и подбрасывая к ее двери баранов, он получает побои от соперника и судится. И, ездя в поле верхом на чужой лошади, он одновременно старается гарцовать*, и, падая, разбивает голову. И детей своих заставляет бороться и бегать и доводит их до усталости. И разыгрывает из себя огромную статую сравнительно с сопровождающим его рабом. И стреляет из лука и упражняется в метании копья с наставником своих детей, и в то же время требует, чтобы тот учился у него, словно тот сам не умеет. И, борясь в бане, часто вертит задом, чтобы казаться тренированным. И, когда вблизи находятся женщины, старается танцовать*, сам себе подсвистывая.
Выучивает речи. Декламации, которые произносились в античности за пиршественным столом.
Направо! налево! назад! Возгласы при военных упражнениях.
Праздник Гермеса. Загробное божество Гермес почитался бегом с факелами. Это было состязание юношей; нужно было добежать до цели с горящим факелом, не погасив его.
Гераклий. Святилище Геракла; Геракл – знаменитый своей силой и подвигами греческий герой-полубог.
Поднимает быка. Во время жертвоприношения олимпийским богам жертвенному быку поднимали голову и резали шею. Для этого нужна была юношеская сила.
В палестру. Здесь упражнялись отроки.
Таинства Сабазия. См.XVI.
Баранов. Своеобразный подарок, которым подкупали античных жриц любви.
Борясь в бане. Баня примыкала к гимнасию или палестре.
XXVIII Злословие
Злословие – это наклонность души говорить худшее, а злословящий тот, кто на вопрос: «Кто такой-то?» – отвечает, как составители родословий: «Я начну сперва с его происхождения. Отец его вначале назывался Сосия, очутившись же в войнах – Сосистратом, а после того, как записался в число демотов, Сосидемом. Мать же его, разумеется, благородная Фрата, а называется-то душечка Воронолилия, – подобные женщины, говорят, на родине все благородного происхождения. А сам-то этот, как подобных людей отпрыск, негодяй и заслуживающий плети». И он же способен кому-нибудь сказать: «Уж я-то такое знаю [о тех], из-за которых ты вводишь меня в заблуждение» и дальше, входя в подробности, говорит: «Эти-то вот насильно хватают с дороги прохожих, и вот это – какой-то дом с поднятыми ногами. Конечно, не пустяк эта поговорка, но, как собаки, женщины сходятся на дороге; а в общем какие-то мужеловы они, и сами подслушивают у выходной двери!» И он же, конечно, подхватывает, когда злословят другие, говоря: «Я этого человека больше всех ненавидел; ибо и с лица-то он гадок, а негодяйству его 
ничего* нет равного. Доказательство вот: ведь своей жене, принесшей ему в приданое талант и от которой у него родился ребенок, он дает три медных гроша на еду и заставляет ее мыться в холодной воде в день Посидона». И, сидя с кем-нибудь, он силен говорить о только что ушедшем и, взявшись рассказывать, не удерживается даже от обругивания его домашних; и больше всего он говорит дурного о домашних и друзьях и об умерших, называя злословие откровенностью, демократичностью и свободой, и делает это с наибольшим удовольствием из всего в жизни.
Так наставническое возбуждение делает людей бешеными и сумасшедшими нравом.
Наклонность. Поправка Казобона.
Составители родословий. Пародия на древних генеалогов.
Сосия. Рабское имя.
Сосистрат. Имя значит «Сосий воин». Хотя он и служит в войске (рабам запрещалось), его имя продолжает напоминать рабское происхождение.
Сосидем. Имя значит «Сосий гражданин». Рабы не имели прав гражданства. Хотя Сосий получает права и меняет имя, но рабская сущность остается.
Благородная Фратта. Ирония: Фратта = Фракиянка, этническое имя рабыни.
Подобные женщины. Продажные.
Заслуживающий плети. Т.е. раб: свободного нельзя было бить.
Дом с поднятыми ногами. Циничное выражение о женщине.
Подслушивают у дверей. Воспроизводят привычки рабов.
Талант. Денежная сумма в 60 мин, больше тысячи руб.
Ребенок. Если женщина умирала бездетной, ее приданое возвращалось отцу. В данном случае мужу обеспечивались деньги жены.
День Посидона. Самый холодный.
Об умерших. Отзываться дурно об умерших считалось нечестивым.
Наставническое возбуждение. Чтение неясное.
XXIX. Любовь к низости
Любовь к низости есть влечение к дурному, любящий же низость тот, кто встречается с потерпевшими поражение в суде и осужденными в общественном процессе и считает, что если будет с ними водиться, то станет более сведущим и более страшным; и относительно честных людей говорит: «бывает», и утверждает, что никто не честен и одинаковы все люди; и он же рассуждает, кто есть честный человек, а негодяя называет свободным; и если кто-нибудь хочет распространиться о негодяе, он соглашается признать за правду все остальное, что говорят о нем люди, но некоторых о нем вещей, по его словам, он не знал; но что тот прекрасно одарен, и любящий товарищ, и тактичен; и настаивает в его пользу, говоря, что он не встречал человека более достойного; и он благоволит к нему в народном собрании, когда тот произносит речь или судится в суде; и он силен говорить сидящим с ним рядом, что нужно судить не человека, но дело; и утверждает, что он собака демоса, ибо подстерегает он совершающих несправедливости; и говорит, что: «Мы не будем иметь людей, которые смогут болеть делами государства, если будем отпускать подобных людей». Силен он также и быть заступником негодяев, и заседать в суде в пользу низких дел, и разбирая судебное дело, принимать сказанное противниками в худшем смысле.
А* в общем любовь к низости есть сестра низости, и верно изречение пословицы, что подобное идет к подобному.
Потерпевшими поражение в суде. Имеются в виду политические процессы. В этом же смысле фигурирует и дальше суд.
Собака демоса. Страж, охранитель интересов народа.
XXX. Позорное корыстолюбие
Позорное корыстолюбие есть присваивание позорных барышей, а тот позорный корыстолюбец, кто при угощении не кладет достаточно хлеба. И занимает деньги у гостя, остановившегося у него. И, раздавая порции, говорит, что справедливо две части дать делящему, и сейчас же себе уделяет. И, покупая вино для друга, дает [ему] разбавленным. И в театр в такое время приходит, ведя сыновей, когда театральные служители пускают даром. И, уезжая из города за счет государства, оставляет подъемные дома, а сам занимает у посланных вместе с ним. И рабу-провожатому накладывает ношу большую, чем тот может снести, и предоставляет ему провизии меньше других. И, требуя своей доли подарка, продает ее. И, умащаясь в бане, со словами «Гнилое масло, малец!» умащается чужим. И, когда кем-нибудь из домашних рабов найден медный грош на дороге, он способен потребовать свою долю, говоря, что Гермес – общий. И отдает стирать плащ и, заняв у знакомого, таскает целыми днями, пока его не потребуют назад. И делает следующие вещи: скупой мерой со вдавленным дном он сам мерит домашним, тщательно сглаживая [края], съестные припасы. И дешево покупает от друга, когда тот, отдавая, [думает, что] продает подходяще, а затем, накидывая [цену], перепродает. И, отдавая долг в 30 мин, отдает на 40 драхм меньше. И, когда сыновья целый месяц не ходят в школу из-за болезни, он удерживает соответствующую плату. И в месяце Антестерионе не посылает их на ученье из-за того, что много зрелищ, чтобы не выплачивать плату.И у раба, привезшего оброк, он требует лишнюю медную денежку в виде приплаты. И, когда он угощает членов своей фратрии, просит провизии для своих рабов из общего котла, а оставшиеся после еды половинки редисок он заносит в список, чтобы прислуживаюшие рабы не взяли их. И, путешествуя вместе со знакомыми, пользуется их рабами, а своего отсылает наниматься на стороне и не вносит оплаты в общий счет. Конечно, и когда у него собираются [гости], он откладывает [в свою пользу] выданные ему дрова, и чечевицу, и уксус, и соль, и масло для светильника. И когда кто-нибудь из друзей женится или отдает замуж дочь, он заблаговременно уезжает, чтобы не посылать подарка. И у знакомых занимает такие вещи, которые нельзя ни попросить обратно, ни, в случае возврата, быстро их отнести.
Раздавая порции. Речь идет о пирушке в складчину, где каждый имеет равную долю.
В такое время. Драматическое представление шло целый день. К вечеру можно было уже не платить за вход.
За счет государства. Обычно государство отправляло посольства для участия в религиозных обрядах. Но могли быть и политические командировки.
Доли* подарка. Государство одаривало чужих послов подарками; если это и были подарки семейные, от кунаков, то все равно, они считались священными.
Гермес общий. Гермес бог находок; находка, поэтому, считалась даром бога и делилась поровну.
Антестерион. Восьмой месяц аттического календаря, февраль-март. В этом весеннем месяце были большие праздники.
Оброк. Рабы, отпущенные на заработки, выплачивали господам подать.
Приплаты. Если оброк был дан не в серебре, а медью, можно было накинуть лишнюю монету.
Из общего котла. Каждый должен был сам кормить своих рабов.
Не вносить оплаты. Пользуясь чужим рабом, каждый должен был оплатить его; корыстолюбец, беря чужого раба, ничего не вносит за него.
Выданные ему. Речь идет о пире в складчину; хозяину приносят провизию, дрова и освещение.
Подарка. Свадебный подарок требовался религией и обычаем.
Листы: 0   4   8   12   16