Архив/Научные труды/Статьи/Этюды по семантологии литературных форм
 

Этюды по семантологии литературных форм

Опубл.: Лотмановский сборник. 1. – М.: Иц-Гарант, 1995. – С. 704–713.

 

$nbsp;


Листы: 1   9  
1[Кроме работ, упоминаемых ниже и приводимых нами в примечаниях, назовем еще несколько из тех, что могли быть известны Фрейденберг: Ф.Ф.Зелинский. Новонайденная александрийская эротическая поэма Филологическое Обозрение, XI, 1898; Б.В.Варнеке. Роль adulescens в древне-римской комедии ЖМНП VIII, 1908; А.Вальтер. К вопросу о римском Παρακλαυσίθυρον ЖМНП IX, 1913; W. Wilamowitz-Moellendorf. Das Mädchens' Klage, eine alexandrinische Arie Nachrichten der Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen, Philos. – histor. Classe. 1896; O.Crusius. Grenfelds Erotic Fragment und seine literarische Stellung Philologus, Bd 55, 1896; Leo Fr. Die Plautinischen Cantica und die hellenische Lyrik Abhandlungen der Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. N.F. Nr.7, 1897; De La Ville de Mirmont. Le Παρακλαυσίθυρον dans la littérature latine Philologie et linguistique. Mélanges Havet, 1909; H.V. Canter. The Paraclausithyron as a Literary Theme American Journal of Philology, vol. 41, 1920; E.Fraenkel. Plautinisches im Plautus Philologisches Untersuchungen, Bd 28, 1922; Wüst E. Skolion und γεφυρισμός in der alten Komödie Philologus, Bd 77, 1921.]
1[История полемики вкратце такова. Ротштейн в своем комментарии к Проперцию (Die Elegien des Sextus Propertius erklärt von Max Rothstein, Berlin, 1898) счел одушевление двери в I, 16 изобретением самого Проперция. Лео выступил с критикой этого замечания (Göttingische Gelehrte Anzeigen, 1898, 722 f.). Ротштейн ответил: Rothstein Max. Nachträgliches zu Properz Philologus, Bd 59, 1900, 441 ff., а Лео, наконец, написал известную статью Elegie und Kom ödie Rheinisches Museum für Philologie, Bd 55, 1900, 604 ff. На некоторое время ученый мир признал победу Лео.]
2[Weinreich O. Gebet und Wunder. Zwei Abhandlungen zur Religions und Literatur Geschichte. Stuttgart, 1929, 169 sqq.]
1[Такова «серенада», включенная в комедию Аристофана (Eccl. 952 сл.); мольбы и угрозы юноши упасть на землю и лежать перед дверью никак не согласуются с призывами девушки.
2 [См. напр., AP V, 165,2; 190, 2,8; 281,1; XII,23,2; 167,2.]
3[ См. напр.,Theoc. III,1; AP V, 64, 4; XII, 117, 2–3; ср. ἐπικωμάζειν AP XII, 118,1.]
1 [Меликова-Толстая С.В. Серенада в античной литературе // Известия Академии Наук. Отделение гуманитарных наук, 1929, N 7, C.549–573.]
2[ Cornford F. The Origin of Attic Comedy. Leipzig, 1914.]
3 [Марр Н.Я. К вопросу об историческом процессе в освещении яфетической теории / Избранные работы. М.-Л., 1934, т. III, с 164.]
4[Пианепсии – осенний афинский праздник варки бобов; Таргелии – весенний ионийско- аттический праздник начатков урожая.]
5 [См. ниже примечание 12.]
1 [Этимологически термины для обозначения вороны и загнутых, кривых предметов (κορώνη, κορωνός, κορωνίς) родственны. Однако термин «коронисма», который встречается во множественном числе у Афинея (VIII 360 b) и обозначает песню «попрошаек», естественней связать не с названием птицы, а с омонимичным термином для дверной скобы, при помощи которой стучали в дверь. Возведение названия песни к κορώνη – ворона – обязано своим происхождением аналогии с «ласточкиной» песней хелидонисмой; при этом «воронья песня» как песня попрошаек могла бы опираться на устойчивый (фольклорный) образ вороны-попрошайки (если бы таковой вообще существовал) или на какие-то напоминающие карканье звуки (о чем также сведений нет). Так что основания для называния песни-коляды «коронисма» можно усматривать в других обстоятельствах. Одно – предлагаемое Фрейденберг: коронисма – песня стучащих дверной скобой (κορώνη) «колядующих» попрошаек. Другое может быть основано на словах с этим корнем обозначающих завершение или кульминацию, венец; например: κορώνη παννοχική – кульминация праздника (Posidipp. ap. Athen. X 414 d, cp. «вплоть до τῆς κορώνης », Call. Fr.2, 5 Pfeiffer. )]
1[ Usener H. Der Stoff des Griechischen Epos / Kleine Schriften. Leipzig-Berlin, 1913, Bd IV.]
2 [Eitem S. Hermes und die Toten. Christiania, 1909.]
1 [Rohde E. Psyche. Seelenkult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen. Bd. 1–2, Freiburg i.B., 1898.]
2 [Orphica / Ed. E.Abel. Leipzig, 1885.]
3 [Русские сказки. Избранные мастера. Редакция и комментарии Марка Азадовского. М.-Л., 1931–1932.]
4 [Эти примеры рассматриваются в главе из монографии «Паллиата», помещенной ниже.]
5 [Kroll J. Gott und Hölle. Der Mythos vom Descensuskampfe. Leipzig-Berlin, 1932.]
1[ Leo Fr. Elegie und Komoedie // Rheinisches Museum für Philologie, Bd 55, 1900, 607.]
2[Франк-Каменецкий И.Г. Женщина-город в библейской эсхатологии // Сергею Федоровичу Ольденбургу к 50-летию научно-общественной деятельности.1882–1932. Сб.статей. Л., 1934.]
Листы: 1   9