1 Saintyves, Les saints success. d. deieux, 317 sqq; Contes Dèvots, фаблио и многочисленные прозаические и рифмованные версии, вплоть до обработки Метерлинком в его ’Сестре Беатрисе’. – А.Н.Веселовский отождествляет Марию и Иоанна с Афродитой и Адонисом, Гетеризм 289.
2 В старинной Италии еще существовал этот праздник, Festa delle Marie; он считался, однако, праздником в честь двенадцати невест, спасенных от разбойников. Восемь дней продолжалось торжественное шествие по всему городу, и во главе шли 12 прекраснейших девушек, покрытых золотом и драгоценностями. Конечно, эти ’золотые’ 12 Марий – олицетворение небесных светил. Любопытно, что они, как Марион с Робином, связывались с ’разбойниками’ и были ’невестами’. Вот эти-то Марии не всегда были живыми; их роль исполняли деревянные куклы (т.е. та форма Марий, которая была архаичней, чем Марии живые), и назывались они Marie di legno, что имело дурное и веселое значение. См. Magnin, Hist. d. Marionnettes en Europe, 1852, 63.
3 Dieterich, Pulc. 251 sqq.; Maurice Sand, Masques et Bouffons 2, 1, 2 sqq.; Cornford, Orig. of Att. Com. 1914, 142, 144 sqq.; Reich, Der Mimus, I, 689; Magnin 276; Ровинский, Русские народные картинки V, 227 слл.; Фаминцын, Скоморохи на Руси, 19; Алферов, Петрушка и его предки, 1985; Маркевич, Обычаи, 27.