Архив/Научные труды/Статьи/Происхождение греческой лирики тезисы
 

Происхождение греческой лирики


 

$nbsp;


Листы: 0  
Ленинградский Государственный Ордена Ленина Университет


Научная сессия 1946 г.
Тезисы докладов по секции филологических наук




Ленинград
1946

Происхождение* греческой лирики


Проф. О. М. Фрейденберг

1. Западная наука разрешала проблему происхождения греческой лирики неверно. Трудно понять, почему «оживленная» торговля VII-VI вв. до нашей эры должна была рождать поэзию. Ошибочно считать фактором лирики ничем не обусловленное, врожденное всем людям одинаково, на всех ступенях развития, «чувство». В буржуазной западной науке лирики изучаются антикварно, не в плане литературного процесса, без постановки проблемы лирики в целом.
2. Все предпосылки греческой лирики лежат в мифологии, в космогонических образах. Однако не они дают ей новое качество жанра, резко врывающегося между эпосом и драмой. Лирика — величайшее изменение общественного сознания, один из самых значительных этапов познавательного процесса. Лирика знаменует перемену видения мира. Из образных форм сознания возникают понятийные, из мифологических — реалистические. Вселенная впервые заселяется на социальной земле людьми. Все функции внешнего мира переходят к человеку.
3*. Человек, с познавательной точки зрения, становится новой формой природы и бога, формой понятийной, т. е. окачествленной, схематично обобщенной, каузальной. Темы богов — его темы, его страсти, его инвективные функции. Мифы о богах становятся биографиями поэтов.
4. Первым лицом делается человек, природа — третьим. Возникают впервые пейзаж и описание. Человек сам и переживает страсти и поет о них. Он переживает объект в категориях субъекта, но это вовсе не означает «субъективизма».
5. В корне изменяется познавательный характер образа. Из инкарнации он становится метафорой, «перенесением» объективного на субъективное. Рождается сравнение и троп.
6. Дистанция между представлением и представляемым еще очень сужена. Вся лирика имеет конкретных адресатов и конкретные приуроченья. Они еще не обобщены (нет понятия «натуры» или «вдохновителя»), но находятся внутри самой лирики как ее тема.
7. Между представлением и метафорой нет свободного соотношения. Метафора семан
тически* и конструктивно связана с конкретностью представления, привязана к нему. Все, что сказано о какой-то «символике» у греков, неверно. Символизм в античности немыслим.
8. Лирика фиксирует некое наличие факта и момента, без фона времени (прошлого, будущего). Она еще не знает обобщающей многократности.
9. Этим объясняется величайшее своеобразие лирики — ее анарративность. Однако тут дело не в «эмоциональной взволнованности». Лирика еще не выработала восприятий реальной длительности и реальной каузальности, а возврат к мифологическому аморфному времени и антиследственной причинности уже невозможен. Наррация переходит из эпоса в архаичную хоровую лирику, останавливаясь у порога сольной.
10. Чувство — не априорная категория. Оно, как акт сознания, имеет историю становления. Греческая лирика не должна модернизироваться в «поэзию чувства». Она еще и не литературная поэзия, а лирное мусическое (комплексное) искусство.
11. Как понятийная категория, лирика возникает в Греции на грани VII-VI вв. одновременно с нарождающейся философией.
Листы: 0