Семантика постройки кукольного театра
Опубл.:
1. Семантика архитектуры вертепного театра: (фрагменты доклада О. М. Фрейденберг, прочитанного в Академии материальной культуры 20 мая 1926 года) / [подг. текста], научн. аппарат Н. В. Брагинской // Декоративное искусство СССР. – 1978. – № 2. – С. 41–44;
2. Семантика постройки кукольного театра // Миф и театр / О. М. Фрейденберг; сост., научно-текст. подг., предисл. и примеч. Н. В. Брагинской. – М.: ГИТИС, 1988. – С. 13–35.
3. The Architectural Semantics of the Vertep Theater // Soviet Studies in Literature: a Journal of Translations. – 1990–1991. – Vol. 27, № 1 : Ol’ga Mikhailovna Freidenberg : [Selected Translations]. [Part I] / guest ed. N. Perlina. – P. 41–53
|
|
1 Доложено в Академии Матерьяльной Культуры 20 мая 1926 г.
2 см. Маньен Шарль
3Magnin Ch. Histoire des Marionnettes en Europe depuis l’antiquité jusqu'à nos jours. – Paris, 1852. P. 18–19.
|
|
|
1 Id., 29, 32.
2 Tert., De an. VI, Adv. Val. 28; Syn., De prov. I, p. 98; Clem. Al., Str. II, p. 434; VI, p. 598 и др.
3 Magnin, o. c., p. 22–23.
4 Id., 25.
5 Xen., Symp. IV 55, ср. Ath., 19 e.
6 См.: Schöne R. Zu Hyginus und Hero. – Jahrb. d. kais. deut. arch. Instituts. – B., 1890, Bd V, S. 73 sq.
7 Magnin, o. c., p. 56, 57, 118, 119, 197, 277.
|
|
|
1 Id., p. 119–120.
2 Id., p. 62–63. То же в Греции: в Дионисиях александрийских вослед Дионису едет на повозке автомат, который сам поднимается, из золотой чаши возливает молоко и снова садится. Ath., V 198 f sq.
3 Magnin, o. c., p. 63.
|
|
|
1 Литература огромна. См.: Usener H. Italische Mythen. – In: Kleine Schriften. – Leipz. – B., 1912, Bd IV, S. 110 sq.
2 Ср.: Magnin, o. c., p. 147, sq., 291; Адам Олеарий. Подробное описание путешествия Голштинского Посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1638 годах. – Чтения Моск. О-ва Ист. и Древн. Росс. 1868, III, с. 678; Долгорукий И. М. Журнал путешествия из Москвы в Нижний 1813 года. – М., 1870, с. 81.
3 О commedia dell’* arte, кукольном театре в Европе и Петрушке: Dieterich A. Pulcinella. Pompeianische Wandbilder und römische Satyrspiele. – Leipz., 1897, S. 251 Sqq.; Sand M. Masques et Bouffons (Comédie italienne). – P., 1860, I, p. 2 Sq.; Cornford F. M. The Origin of Attic Comedy. – Leipz., 1914, p. 142, 144 sqq.; Reich H. Der Mimus. – B., 1903, Bd I., S. 689; Magnin, o. c., p. 276; Ровинский Д. А. Русские народные картинки. – Спб, 1881–1893, т. V, с. 227; Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. – Спб, 1899, с. 19; Алферов А. Д. Петрушка и его предки (Очерк истории народной кукольной драмы). – М., 1895; Маркевич Н. А. Обычаи, поверия, кухня и напитки малороссиян. – Киев, 1860, с. 27 слл.
|
|
|
1 Веселовский А. Н. Старинный театр в Европе. – М., 1870, с. 393 сл., Морозов П. О. Очерки из истории русской драмы XVII-XVIII столетий. – Спб, 1888 с. 81–82; Галаган Гр. П. Малорусский вертеп. – Киевская старина, 1882, № 10, с. 1 слл.; Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси. – Спб, 1895 (компиляция) и др.
2 Веселовский, o. c., с. 27.
3 Magnin, o. c., p. 120, 280.
|
|
|
1 Так в кукольном театре не только Украины, но Польши и Белоруссии. См.: Морозов, o. c., с. 83.
2 Id., p. 83; ср. описание австрийского Christschau. Id., p. 81.
3 Морозов, o. c., с. 81, 85, Галаган, o. c., с. 10 слл.; Дон-Кихот, ч. II, гл. 25–26. Особенно Олеарий, o. c.
|
|
|
1 В нижней Австрии церковный сторож с двумя мальчиками в красных стихарях носят из дома в дом ящик, который называется Christschau: передняя стенка снимается и видны ясли, с девой и новорожденным. Над вертепом – ангелы и звезда, см. Морозов, o. c., с. 81. Раек – тот же вертеп, лишь с Paradiesspiell. См. Тихонравов Н. С. Начало русского театра. – Летописи Русской Литературы, 1861, т. III, кн. 5, с. 26; Веселовский, o. c., с. 328 сл.
2 Дон-Кихот, ч. II, гл. 25–26.
3 Эдикулами назывались и сидения на высоте. Они имели ложа для богов и царей; отсюда римские императоры смотрели на состязания: Suet., Aug. 4–5, Claud., 4, Domit. 13.
|
|
|
1 Dio Cass., 39, 20.
2 Polyb., VI 53; Plin., NH XXXV 2; Petr., Sat. 29; Bötticher C. G. W. Die Tektonik Hellenen. – Potsdam, 1852, S. 253.
3 Особенно близки вертепу так называемые ζῷα λίθινα – маленькие храмики-ящики со статуэтками: Bötticher, o. c., S. 261. По-видимому, сюда принадлежат и глиняные фигурки-силены, внутри которых находились изображения богов, Plat., Symp. 215 b.
|