Архив/Научные труды/Статьи/Сюжет Тристана и Исольды
 

Сюжет Тристана и Исольды в мифологемах эгейского отрезка Средиземноморья

Опубл.:
Сюжет Тристана и Исольды в мифологемах эгейского отрезка Средиземноморья / О. М. Фрейдеберг // Труды Института языка и мышления АН СССР. II: Тристан и Исольда : от героини любви феодальной Европы до богини матриархальной Афревразии: коллективный труд Сектора семантики мифа и фольклора / Акад. наук СССР; под ред. акад. Н. Я. Марра. – Л.: АН СССР, 1932. – С. 91–114.


Экземпляр 1 (оттиск)

 

$nbsp;


Листы: 1   6   10   14  
1 Впоследствии создаются особые сюжеты, построенные на этом семантическом равенстве. Напр., странный и неоправданный смыслом рассказ у Арul. Metam. IX, 86, 37, о том, как один богач спускает на толпу собак; один юноша споткнулся о камень, собаки кинулись на него и растерзали. Братья юноши хватают камни, бросают в собак, но помочь не могут. Этот рассказ нужно прочесть в оригинале, чтоб уловить его натяжку и обязательность уже непонимаемой связи между камнем, собакой, свирепым богачом и смертью невинного, разрываемого бешеными животными, юношей. В этой же повести дан немного раньше вариант рассказа: снова, без всякой пользы для повествования, на людей спускают собак и осыпают камнями. В суматохе битвы там действуют собаки, здесь камни; раны на теле – следы собак и камней. Ib. VIII, 17–18. Мотив, конечно, сильно рационализирован и, если можно так сказать, ореален. Но все же я отношу к нему и сцену в Одиссее, когда собаки накидываются на вернувшегося Одиссея и хотят растерзать его (это все отголоски Актеоновых мифов, имеющих культовое происхождение): «Крикнув на бешеных псов, чтоб пугнуть их, швырять он (Эвмей) большими камнями начал». Od. ХIV, 35.
Листы: 1   6   10   14