Сюжет Тристана и Исольды в мифологемах эгейского отрезка Средиземноморья
Опубл.:
Сюжет Тристана и Исольды в мифологемах эгейского отрезка Средиземноморья / О. М. Фрейдеберг // Труды Института языка и мышления АН СССР. II: Тристан и Исольда : от героини любви феодальной Европы до богини матриархальной Афревразии: коллективный труд Сектора семантики мифа и фольклора / Акад. наук СССР; под ред. акад. Н. Я. Марра. – Л.: АН СССР, 1932. – С. 91–114.
Экземпляр 1 (оттиск)
|
|
1 Apd. II, 4, 1. Ср. Aesch. Pers. 79. Soph. Ant. 940
|
|
|
1 Apd. 1. с. Ср. Il. XIV, 319 sq. Версия Аполлодора древнее, чем у Пиндара, где Зевс посылает родосцам дождь, но не является непосредственно этим дождем. Pind. Ol. VII, 90.
2 Usener. Kallone, 47 sq.
3 Apd. II, 4, 2.
4 Erat. 17, Paus. IV, 35, 9, Con. 40. И Персей звезда: Erat. 22.
5 Apd. II, 5, 9. По-видимому, в Гесионе мы имеем племенное божество, потому что гесионами назывались «эллины, заселявшие Азию» (Нes. s. v. Ἡσιονεῖς). По Н. Я. Мappy, Геракл – Геркулес = ‛солнце’ реально, буквально – ‛дитя неба’. ПЭРЯТ 147.
|
|
|
1 Зенодот у Ath. 412а-b. Рaus. V, 5, 4.
|
|
|
1 Io. Lyd. D.М. IV, 44. Plut. Тhes. 20. Соn. 40. По Н. Я. Марру, Минос = Зевсу, а Европа, дочь Океана и мать Миноса, есть Дева Океан и Великая Мать, ‛Небеса-Воды’, ‛хаос’, ‛женщина’. ПЭРЯТ 161.
2 Passim у Гомера, Hom. hym. 6, 1. Ср. эпитет Галатеи «златовласая», Филоксен у Ath. 564е.
3 Оd. VII, 267. sq. Аналогичный эпизод в «Тристане»; здесь донощик – горбун.
|
|
|
1 Так, он, якобы, после привода герионских быков, попал к кельтскому царю Бретанну, дочь которого Кельтина влюбилась в него и спрятала быков, соглашаясь их отдать под условием сожительства Геракла с нею. От этого союза родился Кельт, по имени которого стали называться кельты, Parth. 30. Сюжет этого мифа еще раз говорит о параллелизме мотивов ‛овладения женщиной’ и ‛овладения чудовищем’.
2 Il. VIII, 367 sq. Eur. Alc. 843 sq.
3 Kerényi. Der Sprung vom Leukasfelsen, Arch. Rel.-Wiss. 24, 1926, 62.
|
|
|
1 Ptolem. Nov. Hist, 5.
2 Paus. V, 5, 3; VI, 15, 1. Gruppe 280.
3 ‛Прокаженный’ – ‛бешеный’ ’‛гневный’ – ‛злой’ и пр. восходит к ‛богу’. См. давнишнюю статью Н. Я Марра в ИАН, 1910, ст. 395 сл.
4 Paus. IX, 2, 31.
5 Ib. 38, 5.
|
|
|
1 Ср. купающуюся в океане Луну, Ноm. hym. 32, 7. Сюда же, по Узенеру (Kall. 41), относится миф о падении в воду лунных божеств и рождение Афродиты Анадиомены в виде выхода из моря. Таково же купанье Европы в священном источнике на Крите, Antig. Kar. 163, ср. Callim. fr. 100 f 37. O. Kern относит к этому же разряду Фрину Анадиомену, Die Gr. Mysterien d. Klassisch. Zeit, 1927, 61, 72.
2 Theocr. 20.
3 Hym. Ven. 67, 86.
|
|
|
1 Sch. Il. XI, 321. Ovid. Met. VII, 690 sq. Ant. Lib. 41. Erat. Cat. 33.
2 Od. XVII, 291 sq.
3 Ib. IV, 240 sq.
4 Apd. III, 10, 8.
5 Nicandr. fr. 97.
|