в ее пределы, терпит от нее поражение (параллелизм первого мотива) и губит хитростью ее сына. Мертвая голова царя и здесь цель войны; Тамара вонзает в нее копье, несет ее в ликовании, среди триумфа.1 Но ведь имя ее библейское, «пальма»?2 Да, в Библии три Тамары, три красавицы; из них у одной поочередно умирают мужья (Gen. 38, 6), как возлюбленные у Иштари;3 с другой4 брат ее, Амнон, соединяется в обстановке мнимой болезни и гибнет из-за нее (III Regn. 13, 1 sqq.) – по формуле Кибелы-Аттиса.5 Эти рассказы о библейских Тамарах в глубине сливаются с историей Тамары-царицы или царицы-Томирисы. Но, по существу, их формула охватывает и Тамириса,6 лишь теперь перед нами очерчивая ту фигуру его герба, где берется идея женщины, как смерти-любви и гибели-возрождения. И узоры мотивов об исчезновении, поисках и обретении – только обычнΘάμυριςая форма, в которую отливаются основные понятия о погружении в преисподнюю, о долгом отсутствии и о неожиданном выходе в свет, в стихию жизни и роста.
О. Фрейденберг.
1 Броссэ. Сведения о грузинской царице Тамаре в др. русск. литературе. Уч. Зап. I и III Отд. Ак. Н. 1853. I 478; Хаханов. Очерки, 268 сл.
2 Ср. dammara, тропич. дерево Зондских островов. Но река Tamar в Испании, или гор. Damar в ю. Йемене (с локализацией легенды о царице Савской), мыс Tamarus у Гирканского моря, мыс Таmurah в Аравии, о-ва Tamirida Арав. моря (ныне Сокотра) имя эламских царей Таммариту и пр. не возводят ли более общий фундамент для всех этих разновидностей?
3 Панвавилонисты давно видели в Тамарах модификацию Иштари (особ. Штукен и Винклер). Лермонтовский образ коварной кавказской Тамары, убивающей любовников, как и весь цикл местных легенд, относится сюда же.
4 Третья «Θамарь», пожалуй, самая типичная для данного цикла, но речь в ней должна быть слишком пространна и здесь не у места (Происх. греч. ром., 92).
5 См. В. В. Струве, Бата-охотник. В следующем выпуске ЯС.
6 В частности, Тамара – целительница, как Тамирас-Кир, и борется с рекой, побеждая ее огнем, подобно Демару-Тамарису (ср. Этногр. Обозр. 1891, в. X, 36; Хаханов. Очерки, 283–89).