Thamyris

Опубл.:
Thamyris / О. Фрейденберг // Яфетический сборник. – 1927. – Т. 5. – С. 72–81

 

$nbsp;


Листы: 1   5  
за смерть своего сына (I 205–214). Но с сюжетом не может бороться Геродот: мы узнаем, что Кир сватался к царице и получил отказ в любви и потому пошел на нее войной; что сына ее он взял в плен и опоил вином, и сын сам, поняв позор, убил себя; и что царица, нападая на Кира, умерщвляет его, и ненавистную голову бросает в мех, наполненный кровью. Мотивы: смерть сына-юноши из-за отказа в любви прекрасной и внушающей страсть воинственной царицы; головы врага отважно или коварно снятой этой красавицей и составляющей триумфальный эпилог рассказа, наконец, параллелизм смерти сына, напоенного вином, и отвергнутого любовника, напоенного кровью1 – это все обнажает перед нами мифологический сюжет из разряда Иштари, Семирамиды, Юдифи и заставляет видеть в Кире дублера царевича, погубленного первоначально самой возлюбленной-матерью. И мы не ошибаемся в этом, потому что царицу зовут Τόμυρις (Hrd. l. с.), и κῦρος значило «солнце» и было названием реки.2 Но почему «не ошибаемся»? – Потому что этот сюжет принадлежит канону нашего Тамириса, потому что и наш Θάμυρις тоже появляется в роли скифского царя (Соnon. Narr. VII), и наша скифская царица превращается у римлян в Tamyris (Just. I 8). Совпадение созвучий, да; но ведь мы обычно ссылаемся на совпадения, если не хотим ссылаться на неизбежность.
Но еще есть одно доказательство на Кавказе. Это иверская святая, знаменитая царица Тамара. И опять Thamar. И опять могущественная владычицам с необычайным обаянием красоты и власти. Как Томириса, непобедима; к ней сватается персидский царь, как к той, и с тем же неуспехом; конечно, он вторгается
1 Ср. геродотовскую этиологию места, связывающую оба мотива.
2 Hesych. s. v. называет слово персидским; Н. Я. Марр, в связи с р. Курой, показал его историч. семантику. В Греции Асклепий, связанный с источником, назывался Κῠρος (Раus. VII 27, 11). Даже в агиографии св. Кир есть целитель, живущий у морских вод (Menolog. Basil. 288, 147); перед нами одна из черт Tamyras’a-Эшмуна, сделавшая Кира дополнением Томирисы, вм. Томираса-сына. С именем Tomyris ср. женское имя из надписей Керчи Ταμύρα (Ios РЕ. 199a II), мыс и залив у Херсонеса Ταμυράχη (Str. 307–308).
в ее пределы, терпит от нее поражение (параллелизм первого мотива) и губит хитростью ее сына. Мертвая голова царя и здесь цель войны; Тамара вонзает в нее копье, несет ее в ликовании, среди триумфа.1 Но ведь имя ее библейское, «пальма»?2 Да, в Библии три Тамары, три красавицы; из них у одной поочередно умирают мужья (Gen. 38, 6), как возлюбленные у Иштари;3 с другой4 брат ее, Амнон, соединяется в обстановке мнимой болезни и гибнет из-за нее (III Regn. 13, 1 sqq.) – по формуле Кибелы-Аттиса.5 Эти рассказы о библейских Тамарах в глубине сливаются с историей Тамары-царицы или царицы-Томирисы. Но, по существу, их формула охватывает и Тамириса,6 лишь теперь перед нами очерчивая ту фигуру его герба, где берется идея женщины, как смерти-любви и гибели-возрождения. И узоры мотивов об исчезновении, поисках и обретении – только обычнΘάμυριςая форма, в которую отливаются основные понятия о погружении в преисподнюю, о долгом отсутствии и о неожиданном выходе в свет, в стихию жизни и роста.

О. Фрейденберг.
1 Броссэ. Сведения о грузинской царице Тамаре в др. русск. литературе. Уч. Зап. I и III Отд. Ак. Н. 1853. I 478; Хаханов. Очерки, 268 сл.
2 Ср. dammara, тропич. дерево Зондских островов. Но река Tamar в Испании, или гор. Damar в ю. Йемене (с локализацией легенды о царице Савской), мыс Tamarus у Гирканского моря, мыс Таmurah в Аравии, о-ва Tamirida Арав. моря (ныне Сокотра) имя эламских царей Таммариту и пр. не возводят ли более общий фундамент для всех этих разновидностей?
3 Панвавилонисты давно видели в Тамарах модификацию Иштари (особ. Штукен и Винклер). Лермонтовский образ коварной кавказской Тамары, убивающей любовников, как и весь цикл местных легенд, относится сюда же.
4 Третья «Θамарь», пожалуй, самая типичная для данного цикла, но речь в ней должна быть слишком пространна и здесь не у места (Происх. греч. ром., 92).
5 См. В. В. Струве, Бата-охотник. В следующем выпуске ЯС.
6 В частности, Тамара – целительница, как Тамирас-Кир, и борется с рекой, побеждая ее огнем, подобно Демару-Тамарису (ср. Этногр. Обозр. 1891, в. X, 36; Хаханов. Очерки, 283–89).
Листы: 1   5