Thamyris
Опубл.:
Thamyris / О. Фрейденберг // Яфетический сборник. – 1927. – Т. 5. – С. 72–81
|
|
|
|
|
1 О слепоте в связи с представлением о певце-поэте см. Н. Я. Марр. К толкованию имени Гомер. ДРАН-В, 1924, 2–3; его же, Названия этрусского бога смерти Kalu и термины ‛писать’, ‛петь’, ‛черт’, ‛поэт’ и ‛слепец’. ИРАН, 1924, 193–194.
2 Cornford (The Origin of Attic Comedy. 1914, 148 – «the enemy of the god is also a double of the god himself») и Вяч. Иванов (Дионис и прадионисийство. 1923, pass.) устанавливают этот закон только для Диониса и не заходят в теоретическую природу всякого мифа и всякого архаического сюжета вообще. Шире Saint-Yves, Les saints successeurs des dieux. 1907, 268 ss. Zimmern и H. Usener (Sintflutsagen) частично разрешают этот вопрос. В области мифа его ставил в свои работах Леоп. Воеводский и яфетидологически осветил И. Г. Франк-Каменецкий (Вода и огонь в библейской поэзии. ЯС 1924, 135). О раздвоении и противопоставлении см. И. И. Мещанинов. Закавказские поясные бляхи. Сб. мат. для опис. мест. плем. Кавказа, 1926, 198.
|
|
|
1 Н. Я. Марр, op. cit.; Леоп. Воеводский. О занятиях Гомеровским эпосом, 469 (связь сияния, свечения, песни-слова). Ср. название древнего бенгальского музыкального инструмента damaru, который особенно любит бог Шива.
2 Il. l. с.; Ферекид у Sch. Od. 19,432; Оv. Met. ХI 316 sqq.; Hyg. fab. 161, 200 Филаммон, несомненно, теофорное имя Φιλω-άμμων, ср. Гермес Παρ-άμμων, сын Зевса-Аммана и Геры Аммонии (Paus. V 15, 11) – эллинистическая египтизация, коснувшаяся и Тамириса, как сына Аммана. В позднем Египте, в свою очередь, встречаем имя правителя Тамириса (Ист. Челов. Гельмгольта, III 669).
3 Н. Я. Марр в своих работах и лекциях показывает лингвистическое тождество между богом, жрецом и предметами культа: в этом я вижу прямое подтверждение своей мысли.
|
|
|
1 Лингвистика отвечает на это в статье Н. Я. Марра, Первый средиземноморский дом. ИРАН, 1924, 226 sqq.
2 Об этом подробно говорит одна из глав моей неизданной работы «Происхождение греческого романа» (1923), 36 sqq.
3 Ор. cit., 36–37.
4 Parthen. Narr. Amat. 14; Anton. Liber. 26.
|
|
|
1 Renan. Mission. 1867, 515.
2 Hauser. Jahr. Oester. Archä)ol. Inst. Wien 1903. III.
3 Movers. Die Phoenizier, 661; Baudissin. Stud. z. Semit. Relig. 162.
4 P. Mela. De Chorogr. III 1; Ptolem. Geogr. II 3, 4; 3, 13; 6, 2: Arrian Indic. 24.
5 Даже Baudissin (о. с. 164, 2) сопоставляет реки Tamyras и Tamarus.
6 Ср. имена ханов Tamir-Теmur-Timur. Не знаю, можно ли сопоставить турецкое название железа, приводившееся на лекции палеонтологии Н. Я. Марром, tamyr-damyr-demir? Имена моря, залива и острова в Малайском архипелаге Timor, Timorlaut, Тоmori; древнее имя Цейлона Tamra-parna; Damaran-островов того же архипелага. Во всяком случае поразительно, что тупая стрела по-остяцки тамар-томар (Даль) и tomara в санскрите.
|
|
|
1 Nonn. Dionys. 43, 13. см. Моvers. Die Phoenizier, II 661.
2 Baudissin. Adonis u. Eschmun. 1911, стр. 257, прим. 4.
3 Rouvier. Numism. des villes de Phénicie. Journ. Internat. d’archéol. numism. 1900, III 288.
4 Baudissin, op. cit., 231 sqq. У Страбона (756) река Ταμύρας упоминается вместе со святилищем Асклепия, и оба они лежат между Беритом и Силеном, где культ Диониса имел наибольшее распространение.
5 Домыслы Дамасция приписывали ему исконную финикийскую природу но не греческую и не египетскую; однако, ни Филон, уроженец Библа, ни реалия Берита не могут воспроизвести его имени осмысленно.
6 Baudissin, ор. cit., 257, 4.
7 Старые ученые пытались связать имена Тамираса и реки Таmyras. См. Мovers, ор. сit., 661; Engel. Куpros, 1841. II 103; Chwolson. Die Ssabier, 1856, II 292. Тамираса и гомеровского Тамириса сопоставлял М. Ohnefalsch-Richter, Kypros, d. Bibel u. Homer, 1893, 260.
|
|
|
1 Arnob. Adv. Nat. VI 22; Оv. Met. X 243 sqq; Clem. Al. Protr. IV 57.
2 Следы в Малой Азии культа Тамириса; город в Лидии Τομαρις с монетами, где божество выходит из пламени или поражает льва, с двойным топориком (Head, Hist. Numor. р. 659). Thamyris – троянское мифическое имя (Virg. Аеn. XII 341).
3 Sch. Od. 14, 327; Str. 227 и др.
|
|
|
1 См. Саrараnos. Dodone et ses ruines, 1878. I 146 sqq.
2 Plut. Thes. 31.
3 Od. 14, 327; Il. 16, 233; Serv. Aen. III 466.
4 Диону вытеснила впоследствии Афродита, но жрицы продолжали играть видную роль и были пророчицами; самый культ был основан именно женщинами (признак, что и божество было женское!) и возвещен через голубиц. Hrd. II 54 sqq. Suidas s. v. τόμουροι. Имя одной из учредительниц культа Τιμαρέτη не героизировано ли Геродотом? Мать Адониса, дерево, называлась и Θυμαρέτη (ad. Dion. Perieg. 509, GGM. II). Я подозреваю здесь имя женское богини, pendant к Томару, которое один грек пытался рационализировать через τιμή, другой через θυμόσ.
5 Ср. Paus. l. с. с Diod. I 29, 2; Nonn. Dion. XIII 171.
|