Въезд в Иерусалим на осле   —   Лист 17

Мы уже видели, что библейские мифы тоже сохранили эту связь виноградной лозы с ослом. Помимо Библии мы имеем целый ряд древних источников, говорящих нам о существовании у евреев культа осла. По одним версиям, в Иерусалимском храме хранилась золотая ослиная голова1; по другим, там стояла в святая святых каменная статуя бородатого человека, якобы Моисея, с книгой в руках, сидевшего* на осле2, – мифологический прообраз, как видим Иисуса на осле. Ослиной голове иудеи не только поклонялись возносили молитвы и устраивали богослужения, но, по одному из поверий, приносили и человеческие жертвы3. По Плутарху и Тациту, евреи почитали осла за то, что некогда ослы указали им путь к воде и спасли от смертельной жажды, за это ослу была воздвигнута статуя в Иерусалимском храме4. Гностики прямо говорили, что владыка мира Саваоф был ослообразен и что евреи поклонялись существу с ослиной наружностью5. Кроме того, общая античная молва приписывала евреям какой-то древний, скрываемый самими евреями культ осла6. Связывая этот культ с религией Тифона, греки даже верили, что Иерусалим и Иудей были рождены Тифоном после того, как осел спас его7. Таким образом, самое существование Иудеи и ее священного города ставилось античным мифом в связь с древним культом осла. Поздней этот же осел продолжает нелегально существовать у христиан, и их обличают то язычники, то евреи. Продолжая еврейскую религию, христиане проносят к себе полностью и осла. Их тоже обвиняют в том, что они поклоняются ослиной голове; с другой стороны, в насмешку над ним в Карфагене водят по всему городу ослоголового человека с книгой в руках, в плаще, с надписью «бог христиан, ослоложец»8. Эти насмешки и разоблачения евреев и христиан имеют значение не в том смысле, что устанавливают у тех и других культ осла в эпоху, современную самим обвинениям; дело даже не в том, находилась ли доподлинно в Иерусалимском

Комментарии:

Bickermann 1927
Apologeticum
Ad nationes
Octavius
Зелинский 1909
Krauss 1903
Panarion
Questiones convivales
Historiae
Contra Apionem
Suida
Bibliotheca historica
De Iside et Osiride
Зелинский Фаддей Францевич
Мнасей Патрский
Аполлоний Молон
Иерусалим
Иудей
Саваоф
Тацит
Апион
Тифон
Плутарх
Иисус Христос
Моисей
1 Аполлоний Молон у Апиона – Jos. Flav. Contr. Apion. II, 80; Мнасей – там же, 112–120.
2 Diod. 34, 1 *.
3 Suid. Ἰούδα.
4 Tacit. Hist. V, 3–4; Plut. Qu. Conv. IV, 5, 2.
5 Epiphan. Panar. haer. 26, 10, 6; 12.
6 Krauss S. Ass-Worship. – Jewish Encyclopedia. Vol. 2. N.Y.-L., 1903, с. 222; статья Ф.Ф. Зелинского «Азинарии» в «Еврейской энциклопедии» (Т. 3. СПб., 1909, с. 268). До сих пор у новогреков существует представление о евреях-ослопоклонниках: Bickermann I. Ritualmord und Eselskult. – Monatsschrift für Geschichte und Wissenschaft der Judentums. 1927, Вd 5–6, с. 258, примеч. 2
7 Plut. De Is. et Os. 31.
8 Min. Fel. Oct. 9; 28; Tertull. Ad nat. I, 11; Apol. 12 *