
Въезд в Иерусалим на осле (из евангельской мифологии)
Н. Брагинская
Опубл.:
1. Въезд в Иерусалим на осле (из евангельской мифологии) // Миф и литература древности / [сост., подгот. текста, коммент., указ. и послесл. Н. В. Брагинской. – М.: Наука, 1978. – С. 491–531. – (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
2. Въезд в Иерусалим на осле (из евангельской мифологии) // Миф и литература древности /Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения, Рос. гос. гуманитарный ун-т, Ин-т высш. гуманитарных исслед.; [сост., подг. текста, коммент. и посл. Н. В. Брагинской; библиография, описание архива и указатели М. Ю. Сорокиной; отв. ред. Е. М. Мелетинский]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Восточная литература РАН, 1998. – С. 623–665. – (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
Текст статьи приведен по публикации 1998 г., в примечаниях* указаны соответствующие страницы публикации.
![]() |
![]() ![]()
Ad nationes
Apologeticum Bibliotheca historica Bickermann 1927 Contra Apionem De Iside et Osiride Historiae Krauss 1903 Octavius Panarion Questiones convivales Suida Апион Аполлоний Молон Зелинский 1909 Зелинский Фаддей Францевич Иерусалим Иисус Христос Иудей Мнасей Патрский Моисей Плутарх Саваоф Тацит Тифон 1 Аполлоний Молон у Апиона – Jos. Flav. Contr. Apion. II, 80; Мнасей – там же, 112–120.
2 Diod. 34, 1 *. 3 Suid. Ἰούδα. 4 Tacit. Hist. V, 3–4; Plut. Qu. Conv. IV, 5, 2. 5 Epiphan. Panar. haer. 26, 10, 6; 12. 6 Krauss S. Ass-Worship. – Jewish Encyclopedia. Vol. 2. N.Y.-L., 1903, с. 222; статья Ф.Ф. Зелинского «Азинарии» в «Еврейской энциклопедии» (Т. 3. СПб., 1909, с. 268). До сих пор у новогреков существует представление о евреях-ослопоклонниках: Bickermann I. Ritualmord und Eselskult. – Monatsschrift für Geschichte und Wissenschaft der Judentums. 1927, Вd 5–6, с. 258, примеч. 2 7 Plut. De Is. et Os. 31. 8 Min. Fel. Oct. 9; 28; Tertull. Ad nat. I, 11; Apol. 12 * |
![]() |
![]() ![]()
Alexander
Antiquitates Iudaicae Bickermann 1927 Cook 1894 De primo frigido Fasti Wunsch 1898 Александр Македонский Бикерман Илья Иосифович Иаков Иссахар Марий Плутарх Самсон Судей книга Тацит 1 Jos. Flav. Ant. Jud. 15, 19. Ср. спасающую роль ослиной челюсти у Самсона (Суд. 15, 18). Кроме того, осел предсказывал дождь (Ovid. Fast. 318 и cл. [ссылка Фрейденберг неверна; в соответствующих стихах кн. 6 строки 318 и cл. связаны с участием осла в культе, но не с вызыванием дождя. – Н.Б.] и только одно ослиное копыто могло служить сосудом для воды в Танаре; см.: Plut. De Prim frig. 20, 3 *, и А1ех. 3 *, где рассказывается, что Александр Македонский умер, напившись воды из ослиного копыта.
2 Сооk А.В. Animal Worship. с. 98 и cл. По Плутарху, осел явился знамением спасения для Мария оттого, что «предпочел сухой пище воду»: он выбежал из ворот, чтобы напиться в ближайшем источнике (Маг. 30)*. В этом дана и семантика ‛ворот’ как средства ‛спасения’: осел выбежал из тех именно ворот, куда бежал спастись Марий. В загробном мире осел и ослица соединены с водоносицами, а в обряде – с водой. 3 Западная наука, охотно устанавливающая культ осла у язычников, ожесточенно опровергает его у христиан и евреев, даже в том случае, когда уже признает его у древних семитов. В этом идеологическом пункте сходятся ученые самых различных направлений. Показательна одна из последних работ И.Биккермана, напечатанная в еврейском органе в Германии (см. выше [в примеч. 53. – Н.Б.]). Автор, делая коренное различие между культом осла и культом ослиной головы и считая последний большой редкостью (особенно культ золотой головы), приходит к типично-формалистическому выводу, что все это порождено выдумкой одного определенного лица (идет его национальность, родина, время жизни), а уже от него заимствовали другие писатели частью добросовестно (это так называемые «этиологические легенды», излюбленные всеми формалистами), а частью с целью злостного обмана и клеветы. Параллельные мотивы в искусстве не больше, дескать, чем «декоративные мотивы». Конечно, Биккерман считает случайностью упоминание ослиной головы в одном из рецептов заклинательного папируса, а также ее роль в фольклоре нового времени, например в предсказаниях (с. 260). 4 Wünsch R. Sethian-Verflüchtungstafeln aus Rom. Lpz., 1898, с. 87 и cл. (Лейденский папирус V, 31 и cл.). 5 Там же, с. 108 и cл. Попытка некоторых ученых считать это божество конеобразным остается недоказанной. |
![]() |
![]() ![]()
Scholia in Aristophanem Aves
Аполлон Иисус Христос Похвала глупости Сет Эразм Роттердамский 1 Об одном из последних научных отождествлений Сета и Христа см. рецензию: Weinreich O. – ARW. 1926, Вd. 23, с. 343 *.
2 Следы этого, по крайней мере, сохранились в греческом фольклоре. Так, кто-то раз обратился к предсказателю с вопросом, выживет ли один тяжко больной. Едва вопрос был задан, как на глазах предсказателя из какого-то трупа вдруг восстал осел, и чей-то голос произнес: «Смотри, осел воскрес!» Тогда предсказатель предрек, что больной выживет, и так оно и случилось (Schol. Arph. Av. 721). По-гречески «восставать», «воскресать», «выздоравливать» (подниматься с одра) передается одним термином. «Выздоровление» всегда трактуется как «воскресение», «спасение от смерти», и потому боги воскресений всегда являются целителями и спасителями. В приведенном рассказе изумительно сохранен образ «воскресающего из мертвых» осла, каким и должен быть осел-спаситель. Здесь образ понят еще совершенно конкретно, как восстание осла из трупа. Ср. схоластические вопросы: «Равен ли Христос ослу?» и «Может ли бог превратиться в осла?» (ср.: Эразм Роттердамский. Похвала глупости, гл. 53). |
![]() |
![]() ![]()
Fasti
Geographica Graeciae descriptio Historiae Lucullus Marius Regum et imperatorum apophthegmata Thureau-Dangin 1907 Август Аполлон Гор Гримм братья Гудеа Дарий I Дионис Зевс Исида Марий Митридат VI Евпатор Нингирсу Овидий Павсаний Приап Самсон Сет Тифон Филипп II Македонский Цезарь Гай Юлий 1 Раus. 10, 18, 4.
2 Ovid. Fast. 6, 345, ср. 313. Ср. знамение свыше, даваемое народу через рев осла (Amm. Marc. 27,3,1). 3 Thureau-Dangin F. Die sumerischen und akkadischen Königsinschriften.- Vorderasiatische Bibliothek Bd 1 Abt.1. Lpz., 1907, с. 83 и cл. 4 Paus. 5, 3, 5 и cл.; Plut. Mar. 30 *; Lucull. 17; Ant. Liber. 65 *; Strab. 727 (15, 2,14). 5 Увязка ‛осла’ с ‛золотом’ была так привычна, что этот образ мы находим и в остроте Филиппа Македонского, который спросил об одной крепости: «Неужели она так неприступна, что к ней не сможет подойти даже осел, нагруженный золотом?» (Plut. Apophtheg. 178 В). Сюда же относятся две сказки Гримма – о юноше, который добыл три золотых волоса черта и за то получил нагруженных золотом ослов, и о золотом осле, из которого сыплется золото. |
![]() |
![]() ![]()
Catasterismi
De Astronomia Валаам Валак Израиль Иисус Христос Исайя Мария дева Мессия Числа книга 1 Eratosth. Cat. 11; Hyg. Poet. Astr. 2, 23. Ср. Исайя 62, 1: «Спасение мое будет гореть, как светильник».
2 Theocr. 22, 21; Epiphan. Panar. Haer. 79; Evangelia Apocrypha. Ed. C. Tischendorf. Lipsiae, 1876, с. 115 и cл. 3 Числ. гл. 22–24. |
![]() |
![]() ![]()
Валаам
Валак Израиль Иисус Христос Лот Лука Марр Постановка изучения языка 1928 Орфей Фрейденберг Терсит 1930 1 Марр Н.Я. Постановка изучения языка в мировом масштабе и абхазский язык. Л., 1928, с. 28; Фрейденберг О.М. Терсит. – ЯС. 1930, т. 6, с. 236.
2 Когда жена Лота оглянулась, она обратилась в соляной столб. Когда Орфей оглянулся на свою жену, она осталась навеки в преисподней. «И кто будет в поле, также не обращайся назад», – говорится у Луки о гибели мира (17, 31–32). У римлян, идя в дорогу, нельзя было оглядываться назад. И в современном суеверии ‛уйти и вернуться’ = ‛быть беде’. Буржуазные правила «хорошего тона», сплошь основанные на пережиточном мировоззрении, запрещают на улице оглядываться. |
![]() |
![]() ![]()
Alexander
Cook 1894 Helbig 1868 Ranae Theoloigiae graecae compendium Thureau-Dangin 1907 Аристофан (Aristophanes) Валаам Дионис Иуда Лабарту Лурье 1926 Лурье Соломон Яковлевич Пушкин Александр Сергеевич Самсон Франк-Каменецкий Пережитки анимизма 1926 Царств третья книга Яхве 1 III Цар. гл. 13.
2 О том, что библейский ангел есть сам бог Яхве, см.: Франк-Каменецкий И.Г. Пережитки анимизма в библейской поэзии. – Еврейская мысль. Л., 1926, с. 67 и cл. В другом плане, но такую же мысль высказывает там же С.Я.Лурье по поводу «Гавриилиады» Пушкина. [В указанном издании помещена статья С.Я.Лурье «Библейский рассказ о пребывании евреев в Египте»; однако, она к делу не относится. По-видимому, Фрейденберг имела в виду опубликованную в том же году другую работу С.Я.Лурье: «Гавриилиада» Пушкина и апокрифические евангелия (К вопросу об источниках «Гавриилиады»). – Пушкин в мировой литературе. Л., 1926, с. 1–10 и 345–348). – Н.Б.] 3 Thureau-Dangin F. Die sumerischen und akkadischen Königsinschriften, с. 95; Cook A.B. Animal Worship, c. 102. Об ослино-львином божестве и мифах о нем см. там же, с. 119. 4 Plut. Alex. 73; Helbig W. Wandgemälde der vom Vesuv verschüttelten Städte Campaniens. Lpz., 1868, № 1548. Басни об осле и льве и литература о них: Cook A.B. Animal Worship, с. 119, прим. 215 и доклад С.Я. Лурье «Осел в львиной шкуре» (ИЛЯЗВ, февр. 1930 г.). 5 Arph. Ran. 31 и cл., 46 (это место цитируется и в указанном докладе С.Я. Лурье). Об осле в процессиях Диониса у Соrnut. 30. |
![]() |
![]() ![]() |