(у греков диким зверем рисуется сама преисподняя, Аид, Norden, Aen. VI, 2071). Уничтожение космоса осуществляется во временном торжестве хищников; скандинавская эсхатология называет это «временем волка». В эсхатологическом фольклоре миры представляются зверьми, – например, четыре зверя в видении Даниила, соответствующие четырем мировым царствам и четырем возрастам мира (Ed. Meyer, Urspr. d. Christ. II 194 sqq.2; Doren, 1733); вселенная изображается в этом фольклоре, как огромная птица. Египтянин, для которого природа была и осталась зверем, принял бы это очень спокойно. Да, так птица Страфил, с головой до неба (тут хорошо было бы вспомнить гомеровскую Эриду4!), держит под своим крылом мир, и когда она встрепенется, наступит конец света. За высокой золотой стеной стерегут у филистимлян эту птицу; она громко стонет, выбиваясь из тяжких оков, и ей три тысячи лет мучиться до суднего дня (А.Н. Веселовский, Солом. и Кит. 284 слл., Кирпичников, О Страфиле, ЖМНП 1890, VI5). Ее приковывают, как Прометея! Разрушение мира возвещают в Эдде три петуха вселенной – золотой в раю, огненно-красный на земле, бледный в преисподней. Но что же происходит после разрывания и распада мирового зверя? Нарождается новый. Дикие, хищные звери умирают, а новая вселенная представляет собою мир всех животных. Филон уверен, что произойдет победная битва с дикими зверьми, которые сделаются ручными, – и тогда хищники укротятся, ядовитые гады потеряют яд, морские чудовища станут покорны (De praem. et poen. 15 sqq., De exsecrat. 8 sqq.6; Geffсken, Die Hirten, 334 sqq.7).
Эта же мысль в IV эклоге Вергилия:
Комментарии:
|
1 Aeneis Buch VI / P. Vergilius Maro; Erkl ärt von Eduard Norden. 2. Aufl. Leipzig; Berlin: B.G. Teubner, 1916.
2 Meyer E. Ursprung und Anf änge des Christentums. Bd. 2. Stuttgart, Berlin: J.G. Cotta, 1922. S. 194 сл.
3 Doren A. Wunschräume und Wunschzeiten // Vorträge der Bibliothek Warburg 1924–1925. Liepzig, Berlin, 1927. Bd. IV, 4. S. 173.
4 Фрейденберг имеет в виду стихи из «Илиады» (IV 440–443, пер. Н. Гнедича):Ужас насильственный, Страх и несытая бешенством Распря,Бога войны, мужегубца Арея сестра и подруга:Малая в самом начале, она пресмыкается; послеВ небо уходит главой, а стопами по долу ступает.Ἔρις означает «распря», «спор», «брань», «ссора», «состязание». По Гесиоду, Эрида принадлежит к первозданным космогоническим силам, стихиям: она – дочь Ночи и внучка Хаоса.
5 Веселовский А. Н. Собрание сочинений. Т. 8, вып. 1. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине. Петроград: «Госиздат», 1921. С. 284 сл.; Кирпичников А. Д. К вопросу о птице Страфил // Журнал Министерства народного просвещения. 1890. № 6. Птица Стратим или Страфил(а) (а также Стрефея, Страфель, Естрафил и др.) – передача греч. στρουθός – воробей; большой στρουθός – страус. В «Голубиной книге» Страфила названа матерью всех птиц. Это космическая птица, обитает посреди океана, прячет под крылом солнце или даже весь мир, взмахи ее крыльев могут вызвать бурю, она возвещает начало дня. В сказании о Соломоне и Китоврасе птица, которая стережет шамир, раздробляющий самые твердые камни, это птица ноготь, что соответствует нагар-туре талмудического рассказа. В духовных стихах о Егории Храбром птица Нага, Нога, Ногайщина, Чер-ногарь, Черногон чередуется с другим прозвищем той же птицы: Острафил, птица Острафильская, Стратим (Веселовский А.Н. Указ. соч., с. 245–248).
6 Филон Иудейский. О наградах и наказаниях, 15 сл.; его же. О клятвах, 8 сл.
7 Geffcken J. Die Hirten auf dem Felde // Hermes 49 (1914), S. 334 сл.
|