Басня   —   Лист 485

Да разве этот пророк посмел бы сказать иначе, раз он был уверен, что все пророки и «богословы» тоже видели на том свете зверей-праведников и зверей-беззаконников?
Эсхатологический персонаж, соответствующий Правде и Кривде, имеется и среди зверей. Греция, выразительная во всем, выразительна до предела и здесь. Так, сама Дика, наша старая Дика, это воплощение Правды, этот демиург, сама Дика не скрывает своего звериного происхождения. Но и это сказано недостаточно. Нужно добавить: Дика сохраняет черты и зверя кроткого, и зверя-хищника1.
Да, с одной стороны, она жеребенок, юное животное вообще; с другой – она конкретный хищник, волк и львенок (Soph. fr. 5982, Pind. P. II 1553, Aesch. Ag. 7244. Cp. Harrison, Themis 3, 516 sqq.5). Значит, в охотничью эпоху это зверь, еще не имеющий пола; о космических чертах Дики-воды, огня и преисподней я говорила в своем месте. Позже это женщина типа «владычицы зверей» или «охотницы», которая покровительствует зверям и появляется со звериными атрибутами (ср. Деву-Дику и деву-Артемиду). Занятно и то, что Эври-дика является женой Орфея: ведь Орфей, главный орфический герой, умирает смертью Загрея-быка, разорванный на части. И в орфическом-то фольклоре как раз Дика считается творцом миров! Так супружеская пара и получается: Загрей и Дика, оба в форме зверей, или Орфей и Эвридика!
Но Правда или Правота, как женское соответствие праведного зверя, демиурга и космоса, имеется и в апокалиптике. Два зверя здесь должны существовать, хищник и кроткое животное. Так оно и есть. Агнец, ягненок живет на

Комментарии:

1 Фрейденберг зачеркнула в рукописи следующее предложение: «Чего же требовать больше от женщины?».
2 Софокл. Фрагмент 598 // Tragicorum graecorum fragmenta / Recensuit A. Nauсk. ed. Secunda. Lipsiae: Teubneri, MDCCCLXXXIX (=1889). P. 274–275.
3 Пиндар. Пифийские Оды, II, 155.
4 Эсхил. Агамемнон, ст. 724.
5 Harrison J.E. Themis: a Study of the Social Origin of Greek Religion, with an Excursus on the Ritual Forms preserved in Greek Tragedy/ by G. Murray and a Chapter on the Origins of the Olympic Games, by F.M. Cornford. Cambridge: Cambridge UP, 1927. P. 516.