Басня   —   Лист 486

небе среди праведных животных, старцев и ангелов. Он сражается со зверем-змеем и одерживает над ним победу (Ap. Jo. 5, 12; 17, 141). Этот агнец, сам закланный, здесь являет собою образ праведного царя, Дику-зверя, того мирового справедливца, который спасает от уничтожения вселенную. В «песне агнца» поется: «Велики и удивительны дела твои, Господь Бог всесилен; праведны и правдивы пути Твои, Царь племен»2 (15, 3). Олицетворение Дики, права и законности, агнец творит суды, которые «правдивы и праведны» (16, 7; 19, 2); он «верный и правдивый, и в справедливости судит и воюет» (19, 11). Он «праведен» (16, 5), «правота» его явлена (15, 4); враждебная ему сила – неправота, несправедливость, беззаконие. «Неправый пусть творит несправедливость еще... и праведный пусть творит справедливость еще...» (22, 11). Вот у этого-то самого праведного зверя и есть жена, которая «одета в правоту» (19, 8) – самая настоящая Дика...
Итак, ему, ягненку, воплощению правды и права, противостоит зверь-беззаконник, неправедный, мировой обидчик и нарушитель правды.
Каковы между ними взаимоотношения? У них мировая борьба, распря, тяжба и суд.
Да, суд, страшный суд занимает в животной эсхатологии огромное место. Даже в быту звериные суды задерживаются на все средневековье: животных судят, как настоящих подсудимых, по всем правилам человеческих законов. В фольклоре создается особый жанр звериных, птичьих, рыбьих судов, и этим пользуются и басня, и сатира с полным генетическим основанием.

Комментарии:

1 Откровение Иоанна Богослова 5, 12; 17, 14.
2 Перевод отличен от Синодального.