Композиция Трудов и Дней Гесиода 2 Утопия   —   Лист 241

свернули с вопросов вселенной на вопросы «всеобщей истории народов». Подозрительное влечение к «всемирной истории» имели уже логографы, имел и Геродот; такие историки, как Диодор или творец всеобщей истории, Полибий, продолжали фольклорную традицию с ее интересом к жизни в космическом, всеобщем охвате, ко всем на свете народам, ко всем в мире событиям. Византийская пророческая «всемирная история» излагает исторические события, начиная с Библии и кончая веком Августа; затем она дает историю римских царей и турок до осады Крита. В рассказе о турецком царстве и о силе Ислама эпизодически даются места из Даниила и других пророков, которыми освещается весь исторический процесс. Здесь же цитаты из Сивиллы и других оракулов, места об Антихристе и ближайшем великом суде. Написанная народной прозой, смешанной с ямбическими триметрами, эта история приписывается визионеру и мученику, Мефодию Патарскому1.
Другая реплика в древней Руси. Здесь сохранилось много хождений прямо на небо или в преисподнюю. Святой Макарий жил вдали от людей, в двадцати поприщах от земного рая. Многие паломники сами видели и райскую страну, и мучения грешников на том свете. А Зосима, «ходивший» к Рахманам, сам, своими глазами видел на островах — блаженных людей, с которыми жили ангелы. Их тело не знало ни мук, ни болезней, ни труда — совсем по Гезиоду! Земля давала им благовонные плоды, вода была слаще меда, и все это, само собой разумеется, за их благочестие2. Чем это не Civitas dei?

Комментарии:

1 Откровение, приписанное традицией епископу Патар Мефодию Ликийскому, содержит рассказ об истории мира от Адама и до грядущего Страшного суда.
2 Сахаров В. А. Указ. соч., с. 38 cл., 235 слл. [*]