Композиция Трудов и Дней Гесиода 2 Утопия   —   Лист 242

Не Кронов век? Не государственная утопия Платона?
Параллельно хождениям, путешествиям и периплам эсхатологическая образность отлагается в «видениях» и «сошествиях в преисподнюю». Средневековые Visiones — это непосредственное созерцание загробного мира, того света, с обязательной картиной, как у Эра, спуска грешников в преисподнюю, взлета праведных на небо (Большой материал у Шепелевича1, отчасти и у Батюшкова2). Эти мотивы анабазиса и катабазиса3 сами по себе повторяют картину неба и ада. Каждое видение поэтому свернуто содержит и утопию, и хождение загробное, сошествие и восхождение,— как и каждое рождение миров заключается в низвержении противника вниз, в победном полете вверх.

6


А сошествия в преисподнюю? Их главное местонахожденье — в древней аттической комедии и римской сатире. Загробная участь императора Клавдия благодаря Сенеке стала известной4: он пережил все то, что видели собственными глазами ап. Павел, Эр и прочие очевидцы. Но где сошествие забытовало, так это в комедии. У Евполида забавно использован мотив спуска в преисподнюю и рассказа по возвращении оттуда о виденном; у Аристофана мы вынуждены вместе с Дионисом спускаться под землю и присутствовать на суде, правда, не на страшном, а на поэтическом5. Но у Аристофана мы карабкаемся и по Облакам, вползаем

Комментарии:

1 Шепелевич Л. Ю. Этюды о Данте. I. Апокрифическое «Видение cв Павла». Харьков, ч. I, 1891; ч. II, 1892. [*]
2 Батюшков Ф. Д. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. Опыт историко-сравнитeльного доследования. Спб., 1891. [*]
3 Анабазис и катабазис – буквально восхождение вверх и спуск вниз, в специальном терминологическом смысле означает выход из преисподней (на небо) и сошествие в ад.
4 Имеется в виду сатира Сенеки Отыквление (Апоколокинтоз) о посмертном превращении императора Клавдия в тыкву; апоколунгоз пародирует апофеоз, т. е. превращение покойного цезаря в бога в официальном императорском культе.
5 В Демах (Народах) Евполида герой Миронид спускается в преисподнюю и выводит оттуда Солона, Перикла и других великих мужей. Они осуждают порядки в Афинах и затем возвращаются в царство мертвых. Судебное разбирательство о превосходстве в искусстве поэзии – в Лягушках Аристофана.