Композиция Трудов и Дней Гесиода 2 Утопия   —   Лист 243

на поднебесный город Птиц, — чем это не утопический «град»,— наслаждаемся счастьем Мира у Ахарнян, видим утопическое государство освобожденных* женщин, Лизистраты и ее подруг Экклезиасус. А Плутос, воцаряющийся на земле, разве не воспроизводит идеального порядка вещей, он, Богатство, вытесняющий Пению, бедность? А Всадники? Разве не идет там борьба двух антагонистов-правителей, и разве новый победитель, являющийся городу, как являются боги-спасители, не кончает тем, что становится справедливым правителем, с положительной программой действий?
Что в древней комедии много отзвуков утопического характера — общеизвестно. Но Пельман1 и другие объясняли это тем, что комедия сознательно осмеивала старые иллюзионистские системы. У Евполида была комедия, которая называлась Золотой век2; у Кратеса и Ферекрата целые пассажи, рисующие утопическое блаженство, главным образом, по части всяческого чревоугодия, — и очень характерно, что «предстателем» этой тематики является богатство или его сторонник3. Древние комики любят рассказывать, как земля автоматически приносит в изобилии еду, как каждая рытвина изливается вином, как вместо дождя Зевс вином поливает крыши домов. Еда становится одушевленной: как у Гоголя, лепешки сами лезут в рот, рыба и птица сами изжариваются, реки текут вкусной похлебкой, прямо из источников Богатства, на деревьях растут колбасы (Аth. 268 b — 270 а).
В «Женщинах на народном собрании» Аристофан выносит на

Комментарии:

1 Пельман Р. История античного социализма и коммунизма. СПб., 1910. C. 296 сл.
2 Комедия Евполида называлась Χρυσοῦν γένος, букв. «Золотой род» или «поколение» (Kaibel G. Comicorum graecorum fragmenta. Berlin, 1899. I 337, fr. 290, 292); «золотой век» у Гесиода это также буквально «золотое поколение».
3 Кроме Ферекрата (Металлы, Персы I fr. 175, fr. 108, 183 fr. 150) и Кратеса (Кратета) (I 133 fr. 1, 134 fr. 15), блаженство как гастрономическое изобилие, булки на деревьях и всевозможные варианты скатерти-самобранки встречаются также в Амфиктионе Телеклида (I 209 fr. 1), Сиренах Никофона (I 177 fr. 13), Богатствах Кратина (I 64 fr. 165) и др.