Композиция Трудов и Дней Гесиода 2 Утопия   —   Лист 246

ном и безобразном. Ибо лжи никто из них не подозревал… Они считали истиною рассказываемое о богах и людях и сообразно этому жили» (678 Е — 679 С. Перевод А. Н. Егунова1); «...те люди были более благонравны («по сравнению с людьми, жившими до потопа, и нынешними»), мужественны, а вместе с тем более здравомыслящи и вообще более справедливы» (679 D, Е). Платон не называет по имени этих праведных людей, но мы-то, классики, ведь знаем, кто они: это креатура Прометея, Девкалиона и Пирры2. После потопа это их создали наши герои. Платон с серьезнейшим видом рассказывает нам, как новый людской род разместился «после катастрофы» по отдельным местам и объединился по семьям и домам: «домовладыка правил, и они находились под наиболее справедливой из всех царской властью» (680 Е). Дома объединяются, как у Аристотеля, в город, который представляет собой одно большое жилище; его обитатели занимаются земледелием (680 Е — 681 А, В).
Но из IV книги выясняется, что до идеального государства, реконструируемого Платоном, одно такое уже существовало: это было при Кроне. Правление и устройство в этом государстве отличались полной гармонией. Граждане испытывали одно блаженство. Здесь и избыток пищи, и божественные цари, и мир, и благозаконие, и правосудие — все наши Горы, Времена года3 плюс праведный царь и изобилие. Но и этого мало: Крон так хорошо все устраивает, что беззаконие и гибрис не находят себе места. И этому устройству должно подражать идеальное государство, точно так же управляя и домом, и страной, как Крон (713 В — 714 А).

Комментарии:

1 Здесь и далее использовано издание перевода А. Н. Егунова в Полном собрании творений Платона (Пб., 1923, т. 13–14).
2 Игра словом «креатура». Люди, вылепленные Прометеем или появившиеся из камней, брошенных Девкалионом и Пиррой, являются креатурами, т. е. творениями, в буквальном смысле; Аполлодор. Мифологическая библиотека. I 7, 1–2.
3 Мир, благозаконие и правосудие – значение имен Гесиодовых Ор, или Гор, богинь времен года: Мир – Эйрена, Благозаконие – Эвномия, Правосудие – Дика; обычно эти Оры обозначали цветущее время года от весны до жатвы урожая.