Композиция Трудов и Дней Гесиода 2 Утопия   —   Лист 247

Итак, мы заглянули в дом — государство блаженных праведников, созданных Девкалионом и Пиррой, но процветавших еще при Кроне. От них, доказывает Платон, и произошло государство, произошли законы. Не спорю. Утопическое государство и утопические законы связаны несомненнейшим образом с мировой катастрофой и с возникновением нового космоса, дома и государства. Платона может поддержать в этом вопросе и наука.
Тем более, что по Платону в этих же Законах, миром управляют две души — одна добрая, другая злая. С этим никак не могли примириться наши исследователи Платона, которые не понимали, какую роль в эсхатологических системах играют злая и добрая Эриды: они относятся к Законам модернистски, не желая учитывать смысловой истории их литературной формы. Между тем Платон как бы оказывает везде, где может, содействие Гезиоду; в молодости он читывал Гераклита и Эмпедокла, да — кто знает? — имел, быть может, как Пушкин, хорошую няню, которая ему рассказывала древнеаттические мифы. Если же ничего этого на самом деле и не было, традиционная форма и традиционный материал Законов, существовавших как жанр и до него, приносил ему не меньше фольклора, чем няня. Благая и скверная души царствуют, говорит Платон, над небом и землей и всем круговоротом; если гармонично идет мировое движение, это означает господство благой души; «если же вселенная идет безумно и нестройно, то, очевидно, надо признать, что это — дело злой души» (894* В-D).

Комментарии: