Композиция Трудов и Дней Гесиода 2 Утопия   —   Лист 250

звезды представляют собой живые существа на небе: «... таким надо признать весь божественный род звезд; им уделено прекраснейшее тело, блаженнейшая и наилучшая душа...»; «... эти тела имеют душу, обладающую разумом»; «... признаком обладания разумом следует считать как раз то, что разум постоянно действует по одному и тому же плану, одинаковым образом и вследствие одних и тех же причин. Именно такова природа звезд, столь прекрасная на вид: их путь и хороводы прекраснее и величественнее всех хороводов; они для всех живых существ осуществляют надлежащее»; «... надо... с полным правом прославлять небесные тела как богов или принять*, что они стали образами богов»; «... первыми, зримыми, величайшими, почтеннейшими богами, зорко видящими все и везде, надо признать природу звезд и те явления, которые мы ощущаем в связи с ними» (981 Е, 982 Е, 983 Е, 984 Е). Итак, звезды — вот кто является совершенным родом, живым родом одушевленных существ, божественным родом, имеющим прекраснейшее тело и блаженнейшую наилучшую душу: ведь в орфическом фольклоре светила — это души праведников1. Этот род живет на небе, и если Гезиод называет его золотым, то Платон огненным. «Существует два разряда живых существ, — говорит он,—... Первый ... состоит из огня, весь целиком; второй — из земли» (982 А). Земной род — люди и животные, огненный — звезды. Таким образом, идеальный утопический мир — это мир светил, там, на небе, одушевленный и самый прекрасный, наш старый, еще из Теогонии Гезиода, мир огня2. Он принимал различные аспекты и оформления, смотря по тому, где и у кого нам встречался: это был

Комментарии:

1 Представление о связи умершего со светилами гораздо шире орфического круга. Во многих традициях отождествляются душа и свет. Солнце, Луна и звезды — местопребывание душ умерших, умершие сами становятся звездами (см. например, Аристофан. Мир, 832 и сл.). Современный обычай давать малым планетам и астероидам имена великих умерших людей в своей семантике ближе орфизму с его предпочтением, отдаваемым праведникам.
2 Мир огня в Теогонии – это прежде всего картина титаномахии, представляющая собою очевидный экпиросис (испламенение) всего космоса, победу огненной стихни: 689 ...с неба, а также с Олимпа
Молнии сыпля, пошел Громовержец-владыка. Перуны
Полные блеска и грома, из мощной руки полетели
Часто один за другим; и священное взвихрилось пламя.
Жаром палимая, глухо и скорбно земля загудела,
И затрещал под огнем пожирающим лес неиссчетный.
Почва кипела кругом. Океана кипели теченья.
И многошумное море. Титанов подземных жестокий
Жар охватил, и дошло до эфира священного пламя
Жгучее. Как бы кто ни был силен, но глаза ослепляли
Каждому яркие взблески перунов летящих и молний.
Жаром ужасным объят был Хаос...
(Перевод В. Вересаева)