Композиция Трудов и Дней Гесиода 2 Утопия   —   Лист 258

управителем прямых помыслов, несущим тяжкое лихо беззаконникам и праведным — счастье. (Orph. hym. 64 Abel.); для орфиков Закон — отец Дики и Благочестия (fr. 109 — 110 Abel). Орфический гимн поздний, скажут мне (исключая, конечно, последних исследователей, Крюгера и Дорнзайфа1). Прекрасно, но связь закона и звезд, закона и неба, закона и космических сил моря и земли, — и это позднее измышление? Или, может быть, автор этого гимна заимствовал мотивы из Законов Платона и Государства Цицерона? Что ж, это не плохое свидетельство: приятно, что и он увязывал воедино Законы Платона с подложной заключительной статьей... Впрочем, нас ждет разочарование: и Пиндар называет «Закон» (Номос) «царем всех смертных и бессмертных», который «ведет высшей рукой, самое насильственное делая справедливым» (fr. 169 Schröder).
Эвномия как плодородящая женщина раскрыта мифологией. У них такова вся семья: Фемида, мать, олицетворение законности (Земля — по Эсхилу2), Дика, сестра, Правосудие-Право. Если все наши домострой, зерцала и утопии проходили под знаком Дики, то почему бы Законам не вернуться в русло «устроителя звезд», носителя неба, владыки моря и земли, а заодно и плодоносных Времен года?
Сдернем же вуаль с мифа! И скажем: космогонические и эсхатологические пассажи, оттого жанрово слиты с политиями и утопической теорией законов, что некогда сами законы имели значение неба, звезд, моря и суши, умирающих и

Комментарии:

1 См. Krüger A. Quaestiones orphicae. Halle, 1934; Dornseiff F. Die archaische Mvthenerzählung. Folgerungen aus dem homerischen Apollonhymnus. Leipzig, 1933; Hesiods Werke und Tage uud das alte Morgenland. – «Philologus», 89, 1937; Altorient in Hesiods Theogonie. – «L'antiquité classique», VI, 2, 1937.
2 Прометей называет два имени своей матери: Гея и Фемида; Фемида зовется также в Прометее Прикованном «Древлерожденной матерью» (209 и 873–874).