род тождествен небу и космосу). Всюду, где есть государственная утопия, там есть и два аспекта из жизни космоса, два его состояния и два противоположных государства. Так было и у Августина (царство людское и царство божие), так и в античных утопиях.
Но вот лента меняется. Теперь перед нами Зенон. Он интересен тем, что является «отцом» стоицизма, а стоицизм верит в мировую гармонию и мировые катастрофы, в периодическую гибель вселенной в пожаре. Мы знаем из Лактанция, что Зенон, описывая преисподнюю, отделял спокойную, блаженную обитель святых от темного жилища нечестивцев (Lact. VII, 7). Этот же Зенон создает свою собственную Политику, которая до нас, однако, не дошла. Это был набросок идеального государства. В этом идеальном государстве Эрос соединяет граждан в одно мирное целое, и это государство Зенон называет космосом по аналогии с жизнью природы. Верней, это единое государство всех людей должно представлять собой космос по гармонии социальной жизни и универса, общества и мирового порядка. Но и этого достаточно: Платон уже значительно обнажен. И его Полития, и Законы, и Атлантида сведены Зеноном в одно целое, — если говорить, разумеется, только о генетике утопической формы.
Дальше* идут Теопомп, Гекатей, Евгемер и Ямбул, знаменитые фантазеры и вральманы IV—III века. Теопомп Хиосский был автором Меропии, утопического романа, известного нам только частично по пересказу Элиана (V, h. III, 18). Диковинную страну изображает Теопомп: с одной стороны, в ней государство вояк, с
Комментарии: