другой — мирных праведников. Связь с Гезиодом и Платоном указывалась уже не раз и Эрвином Родэ, и Пельманом1; однако им бросается в глаза тождество золотого, праведного поколения с блаженными жителями данной Утопии, но они не замечают ни связи с Гезиодовым пассажем о Дике-Гибрис, праведнике-беззаконнике, ни того, что у Гезиода золотое и серебряное поколения явно антитетируют медному и железному и что тематика мира, как я только что сказала, параллельна во всех эсхатологиях тематике войны.
Итак, наша чудесная Теопомпова страна лежит за тридевять земель; и она-то необозримо велика, и животные ее огромны, и люди — великаны. Эти счастливцы обладают двойным ростом и двойной мерой жизни. Городов у них много, больших и странных, но выдаются два противоположных друг другу: один огромный, Сражаевск, и другой большой — Благочестивск. «Что до «благочестивцев, — излагает Теопомпа Элиан, — то они проводили жизнь в мире (эйрене!) и обильном богатстве (плутосе!)2 и получали плоды из земли без плугов и быков: им не нужно было трудиться, обрабатывать землю и сеять». Были они здоровы и не знали болезней, а жизнь кончали с самой веселой улыбкой и усладой. И так они
Комментарии:
|
1 См. Rohde E. Der Griechische Roman und Seine Vorläufer, Leipzig, 1902, S. 207 sq.. 219 sq.; Пельман Р. История... с. 307 cл.
2 Восклицательные знаки должны напомнить читателю, что основные характеристики блаженства в блаженной стране тождественны названиям Аристофановых комедий: Мир (эйрена), Богатство (плутос).
|