Композиция Трудов и Дней Гесиода 2 Утопия   —   Лист 269

смыкается со сказкой, и с домостроем, и с поваренной книгой: мы узнаем, как рыбное меню чередовалось с птицей и вегетарианскими блюдами, как справлялись жертвоприношения, как совершались работы. Тут же краткие сведения о диковинных животных, о фантастических птицах, о невиданных растениях и плодах, из которых получаются вкусные булки. Это утопия, да. Но это и идеальная Полития, и откровение (...византийскому императору велят нищему«скрытися в едином от островов морских. И внидет царь Михаил в корабль, и отнесет его бог в един от островов морских, и пребудет в нем до уреченного ему времени»1); это и типичное «хождение», и все элементы визионарной литературы, с мнимой смертью, явным воскресением, с путешествием на тот свет и рассказом о виденном. Это и «греческий роман». Ямбул соуживается в одном жанровом лице с Эром и Зосимой-ходоком, с Платоном и Ксенофонтом, с героями греческого романа. Но ведь нельзя же предполагать, что вся мировая литература списывала Гезиода! А между тем, во всех этих жанрах систематически дается только то, что бессистемно у Гезиода: золотое время блаженства, царство Дики и Зевса в увязке с «руководством по жизни», единый узел религии, этики, зерцала и домоводства.

12


Если у Платона блаженными жителями, вернее, праведниками оказываются «божественные звезды», то у Ямбула это небо, светила плюс солнце. По существу, ничего нового здесь нет. Бла

Комментарии:

1 В Откровении Мефодия Патарского царь «от нищих, архангел Михаил во имя его», царь-избранник является народу, дает ему богатство, и всякое злодейство исчезает, наступают веселие и тишина на 33 года, после чего мир развращается и царь покидает народ; здесь цитируется русская так называемая «интерполированная редакция» Откровения; см. Веселовский А. Н. Опыты по истории развития христианской легенды. II Легенда о возвращающемся императоре. — «Журнал Министерства Народного Просвещения», 1875, ч. 179, май, с. 64.