соприкосновением рук, – эти ряды имен и эпитетов безглагольны и атемпоральны, подобно сравнениям. Поэт перечисляет, потому что его сознание хорошо улавливает состояния предметов, но не их изменение во времени; он мыслит пространственно, предметами и вещами, и, вместо движения, дает передвижку. Описание Гомера пользуется только рядами существительных и прилагательных. Это или последовательное перечисление – или показ одного предмета посредством другого: толпы, как волны, речи, как бури, человека, как животного. Сравнения и перечисления – древнейшие формы описания, еще атемпоральные, без восприятия временного движения; длительность понимается протяженно и заполняется длинной лентой имен или деталей.
4.
В XVIII песне Илиады есть знаменитое описание щита Ахилла (478 слл.). Оно сделано реалистически – описываются картины городской и сельской жизни, суд, брак, кража, война, пастбище, жатва, сев, сбор винограда, охота, хоровод. Однако, это реализм описания не самого города с его разнообразной жизнью, а города и села, выкованных богом Гефестом на щите