К изучению источников Энгельса. Баховен.

Опубл.: К изучению источников Энгельса. Баховен / О. М. Фрейденберг; публ., предисл., примеч. Н. В. Брагинской // Русская антропологическая школа. Труды. – 2004. – Вып. 1. – С. 295–301.


Текст статьи и комментарии с исправлениями и дополнениями приводятся по публ.

 

$nbsp;


Листы: 1  
1 Ф. Энгельс называет так Бахофена в статье «К доистории семьи (Бахофен, Мак Леннан, Морган)» // Льюис Г. Морган. Древнее общество. Ленинград, 1934. С. XII. Эта статья 1891 г. стала предисловием к четвертому исправленному изданию «Происхождения семьи, частной собственности и государства», опубликованному тогда же. В самой работе «Происхождение семьи» Энгельс многократно упоминает Бахофена, причем исключительно позитвно, не вспоминая даже о мистике, но только о «заслугах» и «правоте» этого ученого.
2 Энгельс Ф. Там же.
3 Bachofen, Johann Jakob. Versuch uber die Grabersymbolik der Alten. Basel, 1859.
4 Bachofen J. J. Das Mutterrecht. Eine Untersuchung uber die Gynaikokratie der alten Welt nach ihrer religiosen und rechtlichen Natur. Mit 9 Steindruck-Tafeln und einem ausführlichen Sachregister. Stuttgart, Krais & Hoffmann, 1861.
5 Creuzer, Georg Friedrich (1771–1858). Symbolik und Mythologie der alten Volker, besonders der Griechen, von Dr. Friedrich Creuzer. Leipzig und Darmstadt, Heyer und Leske, 1810. 5 v. illus.
6 Lobeck, Christian August (1781–1860). Aglaophamus; sive... Regimontii Prussorum, sumtibus fratrum Borntraeger, 1829.
1 Dieterich, Albrecht (1866–1908). Pulcinella; pompejanische Wandbilder und romische Satyrspiele. Leipzig, B.G. Teubner, 1897.
1 Usener, Hermann (1834–1905). Die Sintfluthsagen, Untersucht von Hermann Usener; mit funf Abbildungen und einer Munztafel. Bonn, F. Cohen, 1899.
2 Dieterich A. Mutter Erde. Ein Versuch uber Volksreligion. Lpz. – B., 1905.?
3 Altheim F (1898 – ?). Romische Religionsgeschichte, I: Terra Mater. Untersuchungen zur altitalischen Religionsgeschichte. Giessen, 1931
4 Dieterich A. Kleine Schriften. 1911. S. 126 ff.
5 Fries К. (1867–?). Studien zur Odyssee // Vorderasiatische Gesellschafts Mitteilungen. Jg. 15. № 2–4. В., 1910.
6 Prott H. (1869–1903). M»thr. Bruchstuke zur griechischen Religionsgeschichte // Archiv fur Religionswissenschaften. 1906. Bd 9.
7 Harrison J. E. (1850–1928). Themis: a Study of the Social Origin of Greek Religion, with an Excursus on the Ritual Forms preserved in Greek Tragedy by G. Murray and a Chapter on the Origins of the Olympic Games, by F. M. Cornford. Cambr., 1927; Harrison J. E. Prolegomena to the Study of Greek Religion. Cambr., 1903; Harrison J. E. Pandora's box // JHS. 1900. Vol. 20.
8 Usener H. Zwillingsbildung Kleine Schriften. Lpz. – B., 1913. Bd. 4; Idem. Milch und Honig Kleine Schriften. Lpz. – B., 1913. Bd. 4; Idem. Keraunos Kleine Schriften. Lpz. – B., 1913. Bd. 4; Idem. Klagen und Lachen Kleine Schriften. Lpz. – B., 1913. Bd. 4.
9 См. выше примеч. 16
10 Hirzel R. (1846–1917). Der Name. Ein Beitrag zu seiner Geschichte im Altertum und besonders bei den Griechen // Abhandlungen der philol.-histor. klasse der kgl. Sachsischen Gesellschaft der Wissenschaften. 1918. Bd. 36; Die Person: Begriff und Name derselben im Altertum / Rudolf Hirzel and Griechische Kultur-Entstehungslehren / Woldemar Graf, Uxkull-Gyllenband. New York, 1976.
11 Geizo
12 Dieterich A. Abraxas; Studien zur Religionsgeschichte des spateren Altertums. Lpz., 1891; Nekyia; beitrage zur Erklarung der neuentdeckten Petrusapokalypse. Lpz., 1893; Idem. Pulcinella. Pompeianische Wanderbilder und romische Saturspiele. Lpz., 1897; Eine Mithrasliturgie. Lpz. – B., 1903; Idem. Mutter Erde. Ein Versuch uber Volksreligion. Lpz. – B., 1905; Idem. Sommertag // Kleine Schriften. Lpz.-B., 1911.
13 Eisler R. (1882–1949). Weltenmantel und Himmelszelt. Munchen, 1910. Bd 1–2.
14 Duhn F. (1851–1930). Rot und Tot // Archiv fur Religionswissenschaften. 1906. Bd. 9; Italische Graberkunde / Von Friedrich von Duhn. Heidelberg, C. Winter, 1924-. V. <1–2>.
15 Sonny A. Rote Farbe im Totenkult // Archiv fur Religionswissenschaften. 1906. Bd. 9.
16 Mannhardt W. (1831–1880). Die Korndamonen; Beitrag zur germanischen Sittenkunde. B., 1868; Idem. Der Baumkultus der Germanen und ihrer Nachbarstamme. Mythologische Untersuchungen. Bd 1–2. B., 1875–77; Idem. Antike Wald- und Feldkulte, aus nordeuropaischer Uberlieferung erlautert. B., 1877; Idem. Mythologische Forschungen aus dem Nachlasse. B., 1884.
17 Schroder L. Bohnenverbot // Wiener Zeitschrift fur die Kunde des Morgenlandes. 1901. Bd. 15; Idem. Mysterium und Mimus in Rigveda. Lpz., 1908.
18 См. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936. С. 254: «Мотивы, имеющие метафору ситуаций, лягут эпизодами. Таковы, например, сцены суда, распинаний, пробуждений из гроба и комбинации дерева — огня — воды: водные эпизоды (погружения, утопания и выходы их воды), огневые эпизоды (сгорания), эпизоды с деревом (повешения). Это, так сказать, биография Ярилы и майского дерева: дерево бросается в воду, или огонь — в воду, или дерево — в огонь. Как я уже показывала, в таких эпизодах дается, в сущности, картина страстей божества (его оплакивают, хоронят, бросают в воду или в огонь, или вешают; затем оно воскресает — радуются, едят), и в каждой сцене водоборства и огнеборства мы уже имеем элементарные страсти. Но не забудем и того, что все это не больше как сюжетный монолог или, что то же, форма самобиографии: в каждом таком мотиве или таком эпизоде перед нами чистое удвоение: дерево на дереве, огонь в огне, вода в воде, т. е. смерть и оживание в себе же самом».
19 Fehrle E. (1880–1957). Die Kultische Keuschheit im Altertum. Giessen, 1910; Idem. Zauber und Segen. Jena, E. Diederichs, 1926.
Листы: 1