Баховен   —   Лист 1

К изучению источников Энгельса. Баховен.


В* «Происхождении семьи» Энгельс называет Баховена гениальным мистиком1. В до-фашистской Германии мистики, действительно, пытались возродить «своего» Баховена (см. превосходно изданную И. Н. Винниковым книгу «Из архива Моргана», 1935, стр. 150 сл.). Тем необходимее подойти к Баховену, как к источнику Энгельса, который считает, что теория материнского права была для науки подлинной революцией2.
Я хочу обратить внимание на то, что Баховен имеет свою обусловленность не только в этнографии, но и в классической филологии, — а, между тем, классики игнорировали его гениальные труды и почти никогда не цитировали. О Баховене-классике я и собираюсь сказать несколько слов. Я имею в виду один его филологический труд, «Опыт по могильной символике древних». Изданный в 18593 г., этот труд указывает на пути, которыми пришёл Баховен-классик к теории материнского права, сформулированной в 1861 г.4 Вне истории классической филологии Баховен не может быть понят.
В первые десятилетия ХIХ в. классики занимались в области изучения религии так наз. «символикой», которая возникла в русле немецкой романтической филологии. Самым видным её представителем был Крейцер, автор «Символики и мифологии древних народов, преимущественно греков», 18105, в пяти томах. Туманная и таинственная, написанная тёмным, многозначительным, но вялым языком, эта книга сыграла огромную роль и главенствовала в науке, пока в 1829 г. не была разбита рационалистом Лобеком в его исследовании древнегреческих мистерий, «Аглаофамусе»6. Ультра-идеалисты и мистики, классики типа Крейцера видели в «символах» непосредственное откровение, источник сверхчувственных познаний, боговдохновение, которым когда-то владели Орфей и другие (чисто-мифические!) «великие учители» челове

Комментарии:

1 Ф. Энгельс называет так Бахофена в статье «К доистории семьи (Бахофен, Мак Леннан, Морган)» // Льюис Г. Морган. Древнее общество. Ленинград, 1934. С. XII. Эта статья 1891 г. стала предисловием к четвертому исправленному изданию «Происхождения семьи, частной собственности и государства», опубликованному тогда же. В самой работе «Происхождение семьи» Энгельс многократно упоминает Бахофена, причем исключительно позитвно, не вспоминая даже о мистике, но только о «заслугах» и «правоте» этого ученого.
2 Энгельс Ф. Там же.
3 Bachofen, Johann Jakob. Versuch uber die Grabersymbolik der Alten. Basel, 1859.
4 Bachofen J. J. Das Mutterrecht. Eine Untersuchung uber die Gynaikokratie der alten Welt nach ihrer religiosen und rechtlichen Natur. Mit 9 Steindruck-Tafeln und einem ausführlichen Sachregister. Stuttgart, Krais & Hoffmann, 1861.
5 Creuzer, Georg Friedrich (1771–1858). Symbolik und Mythologie der alten Volker, besonders der Griechen, von Dr. Friedrich Creuzer. Leipzig und Darmstadt, Heyer und Leske, 1810. 5 v. illus.
6 Lobeck, Christian August (1781–1860). Aglaophamus; sive... Regimontii Prussorum, sumtibus fratrum Borntraeger, 1829.