какой богатый материал дают филологу изображения на античных могилах, и как следует строить филологические исследования, посвящённые всестороннему истолкованию какого-нибудь одного памятника искусства. Через 38 лет такое же, в методическом отношении, исследование дает Дитерих1.
Исходя из идеалистической философии, Баховен ищет у древних народов представлений о чувственном и сверхчувственном мирах, о двух полюсах преходящего и вечно-сущего. Он противопоставляет два мира, чувственный и сверхчувственный, миры материи и духа. Оба они, говорит он, находятся в вечном соприкосновении, и для человечества вся загадка бытия заключена в их взаимосвязи, в их пропорции или преобладании одного мира над другим. У древних народов он находит обобщающее представление о двух полюсах преходящего и вечно-сущего. Материя символически представлена в виде женского начала. Женщина — это извечный покой, в противоположность мужскому началу движения. В женщине проявляется консервативная, воспринимающая и оберегающая сила. В ней действует «естественное право», право природы, для которого все люди равны и свободны: libertas — закон материальной жизни всех гилоистических богов. Это «закон Афродиты» с его властным стремлением к мужской производящей силе. Рядом с ним возникает и «цереальный закон», закон Деметры-Цереры, Тесмофоры (законодательницы). Понятие о праве вышло из символического понимания женского права, права женского материнства. Женщина есть свободная стихия мировой природы, основоположной* материи, не знающей неравенства, — матери всего и всех. Это великая сила земли и всего становящегося чувственного.
В материнском праве лежит jus naturale. Рядом с ним действует отцовское право, наиболее выраженное в римском понятии власти (im
Комментарии:
|
1 Dieterich, Albrecht (1866–1908). Pulcinella; pompejanische Wandbilder und romische Satyrspiele. Leipzig, B.G. Teubner, 1897.
|