Баховен   —   Лист 5

40 лет1.
Нет возможности перечислить всё то, что Баховен открыл для науки, в своей работе 1859 года. Укажу на важнейшие её места. Так, Баховен открыл круг представлений о матери-земле, имеющие такое первенствующее значение для античных религий; работы Дитериха Мать-земля?2 и Альтгейма Terra Mater3 предвосхищены Баховеном. Все то, что есть у Дитериха о Баубо4, у Фриза о семантике цирка5, у Протта о Матери и дактилях6, у Гаррисон о Фемиде, о священных корзинах и ящиках, и данаидах, о Пандоре7, — это всё находится и у Баховена. Работы по семантике* колеса и круга, радуги, пилея, пеплоса и мантии, о значении mundus'а, о Янусе, о масках, о Мидасе и культе яйца, об окне и мифических ослах, о люстрациях, об именах вещей, о молоке и вине, все эти работы Узенера8 и Гаррисон9, Гирцеля10, Гейзо11, Дитериха12, Эйзлера,13 Дуна14, Сонни15 и многих, многих других должны уступить свой приоритет книге Баховена. Основная мысль Маннгардта16, исследования Л. Шредера17, работы по семантике воды-огня18, многое из исследованья Ферле19 и многочисленная последующая литература о смерти, как источнике жизни, восходят к Баховену. Трудно охватить весь круг мыслей этого гениального учёного, всю силу его научного предвидения. С точки зрения классической филологии, эти мысли такая же (говоря словами Энгельса) «настоящая революция» в 1859 г., как в 1861 г. — теория материнского права.
Ошибочность концепции Баховена не столько в мистических высказываньях, сколько в том, что он предполагает в древней образной системе известную предумышленность, а также стройность сюжетов. Его построение не выдерживает сейчас никакой критики. Напротив, остаётся в силе его «антирасовый» метод, предвосхищающий английскую школу антропологии и подготовляющий в нём будущего этнографа.

Комментарии:

1 Usener, Hermann (1834–1905). Die Sintfluthsagen, Untersucht von Hermann Usener; mit funf Abbildungen und einer Munztafel. Bonn, F. Cohen, 1899.
2 Dieterich A. Mutter Erde. Ein Versuch uber Volksreligion. Lpz. – B., 1905.?
3 Altheim F (1898 – ?). Romische Religionsgeschichte, I: Terra Mater. Untersuchungen zur altitalischen Religionsgeschichte. Giessen, 1931
4 Dieterich A. Kleine Schriften. 1911. S. 126 ff.
5 Fries К. (1867–?). Studien zur Odyssee // Vorderasiatische Gesellschafts Mitteilungen. Jg. 15. № 2–4. В., 1910.
6 Prott H. (1869–1903). M»thr. Bruchstuke zur griechischen Religionsgeschichte // Archiv fur Religionswissenschaften. 1906. Bd 9.
7 Harrison J. E. (1850–1928). Themis: a Study of the Social Origin of Greek Religion, with an Excursus on the Ritual Forms preserved in Greek Tragedy by G. Murray and a Chapter on the Origins of the Olympic Games, by F. M. Cornford. Cambr., 1927; Harrison J. E. Prolegomena to the Study of Greek Religion. Cambr., 1903; Harrison J. E. Pandora's box // JHS. 1900. Vol. 20.
8 Usener H. Zwillingsbildung Kleine Schriften. Lpz. – B., 1913. Bd. 4; Idem. Milch und Honig Kleine Schriften. Lpz. – B., 1913. Bd. 4; Idem. Keraunos Kleine Schriften. Lpz. – B., 1913. Bd. 4; Idem. Klagen und Lachen Kleine Schriften. Lpz. – B., 1913. Bd. 4.
9 См. выше примеч. 16
10 Hirzel R. (1846–1917). Der Name. Ein Beitrag zu seiner Geschichte im Altertum und besonders bei den Griechen // Abhandlungen der philol.-histor. klasse der kgl. Sachsischen Gesellschaft der Wissenschaften. 1918. Bd. 36; Die Person: Begriff und Name derselben im Altertum / Rudolf Hirzel and Griechische Kultur-Entstehungslehren / Woldemar Graf, Uxkull-Gyllenband. New York, 1976.
11 Geizo
12 Dieterich A. Abraxas; Studien zur Religionsgeschichte des spateren Altertums. Lpz., 1891; Nekyia; beitrage zur Erklarung der neuentdeckten Petrusapokalypse. Lpz., 1893; Idem. Pulcinella. Pompeianische Wanderbilder und romische Saturspiele. Lpz., 1897; Eine Mithrasliturgie. Lpz. – B., 1903; Idem. Mutter Erde. Ein Versuch uber Volksreligion. Lpz. – B., 1905; Idem. Sommertag // Kleine Schriften. Lpz.-B., 1911.
13 Eisler R. (1882–1949). Weltenmantel und Himmelszelt. Munchen, 1910. Bd 1–2.
14 Duhn F. (1851–1930). Rot und Tot // Archiv fur Religionswissenschaften. 1906. Bd. 9; Italische Graberkunde / Von Friedrich von Duhn. Heidelberg, C. Winter, 1924-. V. <1–2>.
15 Sonny A. Rote Farbe im Totenkult // Archiv fur Religionswissenschaften. 1906. Bd. 9.
16 Mannhardt W. (1831–1880). Die Korndamonen; Beitrag zur germanischen Sittenkunde. B., 1868; Idem. Der Baumkultus der Germanen und ihrer Nachbarstamme. Mythologische Untersuchungen. Bd 1–2. B., 1875–77; Idem. Antike Wald- und Feldkulte, aus nordeuropaischer Uberlieferung erlautert. B., 1877; Idem. Mythologische Forschungen aus dem Nachlasse. B., 1884.
17 Schroder L. Bohnenverbot // Wiener Zeitschrift fur die Kunde des Morgenlandes. 1901. Bd. 15; Idem. Mysterium und Mimus in Rigveda. Lpz., 1908.
18 См. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936. С. 254: «Мотивы, имеющие метафору ситуаций, лягут эпизодами. Таковы, например, сцены суда, распинаний, пробуждений из гроба и комбинации дерева — огня — воды: водные эпизоды (погружения, утопания и выходы их воды), огневые эпизоды (сгорания), эпизоды с деревом (повешения). Это, так сказать, биография Ярилы и майского дерева: дерево бросается в воду, или огонь — в воду, или дерево — в огонь. Как я уже показывала, в таких эпизодах дается, в сущности, картина страстей божества (его оплакивают, хоронят, бросают в воду или в огонь, или вешают; затем оно воскресает — радуются, едят), и в каждой сцене водоборства и огнеборства мы уже имеем элементарные страсти. Но не забудем и того, что все это не больше как сюжетный монолог или, что то же, форма самобиографии: в каждом таком мотиве или таком эпизоде перед нами чистое удвоение: дерево на дереве, огонь в огне, вода в воде, т. е. смерть и оживание в себе же самом».
19 Fehrle E. (1880–1957). Die Kultische Keuschheit im Altertum. Giessen, 1910; Idem. Zauber und Segen. Jena, E. Diederichs, 1926.