проходящее для нее безвредно, показывают, что Исольда была соединена с огнем и солнцем столько же в космическом виде, сколько и в очеловеченном, в форме Тристана. Когда она обменивается с ним подарками, она дает ему кольцо с драгоценным камнем, а он ей собаку. В ‛кольце‛ и в ‛камне‛ мы видим тот же образ ‛неба‛ и ‛солнца‛, в частности, ‛руки‛, которая остается атрибутом второй Исольды. Что до собаки, то в ней звериный прообраз Тристана; собака – его верный друг, собаку он дает Исольде взамен себя, из-за собаки бьется на поединке, собаку дарит Исольде, собака его узнает. Но если в ‛собаке‛ вообще, особенно в той волшебной, которая заставляет забывать все печали, мы узнаем образ ‛преисподней‛, то в ‛птице‛, голосом которой поет Тристан, и в птицах, приносящих волос Исольды, мы видим образ ‛неба‛. В эпилоге Тристан и Исольда – ‛растительность‛.
Итак, если говорить о стадиях, то даже один и тот же средневековый сюжет «Тристана и Исольды» дает оформления космические, зооморфные и вегетативные. В нем есть и до-антропоморфный персонаж, неодушевленный, и персонаж богов-героев, и просто людей.
Подводя схематический итог мотивам, можно сказать, что в средневековом сюжете «Тристана и Исольды» мы имеем следующую метафоризацию основного образа ‛солнца‛ и ‛воды || преисподней‛.
Похищение героя. Кораблекрушение, странствия по морю, любовное соединение при посредстве ручья, любовный напиток. Дань и жертвоприношения чудовищу. Отъезд среди слез и возврат при ликовании. Бой: с великаном, с чудовищем, с драконом, с женщиной. Отвоевание женщины и отвоевание собаки. Золото, камень, кольцо, меч в виде атрибутов. Рука (resp. белая рука), как атрибут. Неизлечимая рана и женщина-целительница. Волшебные травы, волшебный напиток, волшебная собака, заставляющая забыть горе. Самозванный претендент, ложно приписывающий себе победу над чудовищем и ложно требующий невесту. Служанка, заменяющая госпожу на брачном ложе. Удаление в лес, мнимая смерть и благополучное возвращение. Герой забывает героиню, герой временно сходит с ума. Нищета, безобразие, неузнаность, перемена имени и наружности. Двойник героини с той же наружностью и с тем же именем, без момента любовного соединения. Рассерженная героиня прогоняет героя, ненавидит его и бранит. Разлуки и встречи, свидания, уловки жены и измены мужу. Герои, обращенные в растительность.
По этим основным филиациям мотивов предстояло пойти работе группы. Ей следовало на материале сюжетов иных стадий, нежели «Тристан
Комментарии: