Архив/Научные труды/Статьи/Целевая установка коллективной работы над сюжетом Тристана и Исольды
 

Целевая установка коллективной работы над сюжетом Тристана и Исольды

Опубл.:
Целевая установка коллективной работы над сюжетом Тристана и Исольды / О. М. Фрейденберг // Труды Института языка и мышления АН СССР. II: Тристан и Исольда : от героини любви феодальной Европы до богини матриархальной Афревразии: коллективный труд Сектора семантики мифа и фольклора / под ред. акад. Н. Я. Марра / Акад. наук СССР. – Л.: АН СССР, 1932. – С. 1–16.


Экземпляр 2 (книга с посвящением).

 

$nbsp;


Листы: 1   5   10  
проходящее для нее безвредно, показывают, что Исольда была соединена с огнем и солнцем столько же в космическом виде, сколько и в очеловеченном, в форме Тристана. Когда она обменивается с ним подарками, она дает ему кольцо с драгоценным камнем, а он ей собаку. В кольце и в камне мы видим тот же образ неба и солнца, в частности, руки, которая остается атрибутом второй Исольды. Что до собаки, то в ней звериный прообраз Тристана; собака – его верный друг, собаку он дает Исольде взамен себя, из-за собаки бьется на поединке, собаку дарит Исольде, собака его узнает. Но если в собаке вообще, особенно в той волшебной, которая заставляет забывать все печали, мы узнаем образ преисподней, то в птице, голосом которой поет Тристан, и в птицах, приносящих волос Исольды, мы видим образ неба. В эпилоге Тристан и Исольда – растительность.
Итак, если говорить о стадиях, то даже один и тот же средневековый сюжет «Тристана и Исольды» дает оформления космические, зооморфные и вегетативные. В нем есть и до-антропоморфный персонаж, неодушевленный, и персонаж богов-героев, и просто людей.
Подводя схематический итог мотивам, можно сказать, что в средневековом сюжете «Тристана и Исольды» мы имеем следующую метафоризацию основного образа солнца и воды || преисподней.
Похищение героя. Кораблекрушение, странствия по морю, любовное соединение при посредстве ручья, любовный напиток. Дань и жертвоприношения чудовищу. Отъезд среди слез и возврат при ликовании. Бой: с великаном, с чудовищем, с драконом, с женщиной. Отвоевание женщины и отвоевание собаки. Золото, камень, кольцо, меч в виде атрибутов. Рука (resp. белая рука), как атрибут. Неизлечимая рана и женщина-целительница. Волшебные травы, волшебный напиток, волшебная собака, заставляющая забыть горе. Самозванный претендент, ложно приписывающий себе победу над чудовищем и ложно требующий невесту. Служанка, заменяющая госпожу на брачном ложе. Удаление в лес, мнимая смерть и благополучное возвращение. Герой забывает героиню, герой временно сходит с ума. Нищета, безобразие, неузнаность, перемена имени и наружности. Двойник героини с той же наружностью и с тем же именем, без момента любовного соединения. Рассерженная героиня прогоняет героя, ненавидит его и бранит. Разлуки и встречи, свидания, уловки жены и измены мужу. Герои, обращенные в растительность.
По этим основным филиациям мотивов предстояло пойти работе группы. Ей следовало на материале сюжетов иных стадий, нежели «Тристан
и Исольда», выделить палеонтологическую семантику подобных же мотивов, чтоб показать их стадиальное тождество со всем сюжетом в целом и наметить процесс изменения, путем которого сюжет «космического характера», восходящий, быть может, к дородовому строю, получил форму сюжета средневекового западного феодализма.
Листы: 1   5   10