Что* такое эсхатология?1
Как известно, эсхатологии посвящено много образцовых книг. Сперва трактовалась эсхатология библейская, потом германская. Ряд классических исследований Дитериха, Родэ, Нордена осветил отдельные моменты античной эсхатологии, сохранившейся у Платона, орфиков, в поэзии. Между всеми этими эсхатологиями создавалась грань: у Израиля в Библии подчеркивали комплекс этических* идей, у античных народов — космогонических. Казалось, что понятия о гибели мира и понятия о порче нравов — две различные линии, которые традиционно появляются вместе.
Сейчас можно сказать, что именно античность раскрывает процесс становления эсхатологического комплекса. Самое существенное, что тут надо сказать, это то, что эсхатология есть двойная система, и понятийная и образная. Ее понятийная часть — этическая, образная — космогоническая. Но смысловая природа у них общая.
В античности доминируют два понятия, о Дике и ее антиподе, Гибрис. Дика — все этически положительное, Гибрис — отрицательное; Дика — созидающее начало, Гибрис — нарушающее созидание. Сперва они не отвлеченные «добро» и «зло» или «правда* » — «кривда». Их смысл вполне конкретен, я сказала бы, — физичен. Дика — вода: «шумит Дика неодолимой о бьющей о гору водой» (Эсхил), «Поверх священных рек ходят потоки, и Дика, и все снова обращается» (Еврипид). Движение Дики Гезиод обозначает термином «шум волн», «движение потока», а в одном из гомеровских сравнений дается образ Дики-воды в виде ливня. У Солона Дика выглядит, как бурный вихрь или
Комментарии:
|
1 Резюме трех глав из неопубликованного исследования «Композиции Трудов и Дней Гезиода» 1933–1939. В этой работе я показываю единство всех частей композиции. Разносоставность древнего произведения не говорит против единства мысли. Древнее сознание, еще только становящееся понятийным, достигает целостности посредством разложения в ряд разнородных частей, а централизованным охватом вещей и подчинением главному второстепенного оно еще не обладает.
|