ясный свет солнца; точно также и трагики говорят о Лике, как о светиле и светоче, как о «глазе», метафорически означающем солнце. По Эсхилу, Дика светит в закоптелых домах, Софоклу «засветил святой свет Дики и ее золотое око», по Еврипиду — Дика светит сквозь мрак; фрагмент неизвестного трагика говорит о божественном свете Дики. Сюда же относятся и все пассажи о «глазе Дики», о «всевидящем», который «все видит». Дика — звезда среди созвездий Девы, живет Дика, по Гомеру и Пармениду, на небе. Здесь она открывает и закрывает небесные двери; она владеет ключами этих дверей на меже Дня и Ночи. У орфиков она мироуправительница, у Платона — Генезис (всеобщее рождение — черта богов плодородия). Рядом с этим сохранено и ее значение земли-преисподней: «Дика — сожительница подземных богов» (Софокл), ипостась смерти (в форме Эври-дики, где «эври» эпитет подземных начал). Наконец, у Парменида она соответствует первостихии огня. Такие же чисто конкретные, физические, предметные значения и у Гибрис; женская форма этих двух образов говорит об их древности сама за себя, — первая форма антропизации.
Дика и Гибрис представляют собой образ стихий, внешней природы, периодически умирающей и возрождающейся. Это не понятия, а именно образы: никаких представлений о «стихиях», «природе», «смерти», «возрождении» еще нет, а есть только вот эти Дики и Гибрисы (и другие им подобные). Они не люди, не боги, не стихии, но животные (как показывает большой материал), растения, а потом человекоподобные существа. Претерпевают они только два состояния: они исчезают и появляются. Все, что связано с видимым миром, выражается в этой антиподной, но взаимообратимой паре. Они не наделены ника
Комментарии: