Что такое эсхатология   —   Лист 3

кими качественными признаками: одна может стать другой, и разница между ними вызывается не их особенностями, а статичными состояниями, в которых они находятся попеременно. Закон стадиального изменения этих образов действует в пределах только такого до-качественного их характера. Можно проследить на материале, как космическая и звериная семантика сменяются вегетативностью, дальше антропизацией. Но дело не в этом. Настоящее изменение образа совершается только в понятийном мышлении, в процессах выработки признаков явлений, когда впервые рождается категория качества. Этическое содержание образа возникает здесь как акт непроизвольный и новый, в результате абстракции и оценочности, впервые появляющейся. Это отвлеченное значение понятия создается из конкретного значения образа, как его противоречие* . «Этика» возникает непосредственно из «фисики», — я напомню хотя бы ее путь через конкретные значения «этоса» и «mores». Другими словами, самые понятия добра и зла, правды и кривды* вышли из образов умиравшей и воскресавшей (говоря современным языком) природы во всей ее пространственной предметности. Они сами* умирали и оживали, имели «судьбу», «долю» жизни и смерти. Они были добром и злом, но каким? До-качественным, тем самым и поэтическим*. Обозначения мифологических «Дики» и «Гибрис» тождественны в звуковом отношении этим же этическим понятиям, тоже звучавшим, как Дика и Гибрис. Однако это их фонетическое тождество не означает их смыслового равенства: вода и добро не одно и то же. Напротив, то различное, что отличает мифологические образы правды и кривды от понятий мо

Комментарии: