До-аристофановская семантика
1. Сюжет «Птиц».
Уже указывалось на сказочность сюжета «Птиц»: здесь мотивы «сватовства птичьего царя», сооруженья стены через небо, женитьбе на дочери небесного царя Басилия (царь-девица Василиса) и пр. В сказке об Иване-Царевиче и его трех зятьях, Орле, Вороне и Соколе, те же путешествия в далекую чудесную страну, что и в «Птицах»; герой со своими товарищами разыскивает птичьего царя Удода и создает утопическое птичье царство.1 Все это так. Но ведь в этом сюжете всего интересней мотив самого похода Вернодруга с приятелем Добронадеем к птице за советом: где и как найти лучший, нежели Афины, город? Этот мотив, как-никак, очень близок завязке Некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Там компания крестьян отправляется странствовать в далекий путь, по всему царству, в поисках счастливого человека (тоже знаменитый сказочный мотив!), в поисках человека, которому счастливо и хорошо жилось-бы на Руси. Первая же встреча крестьян – с птицей; они просят ее отдать им свои крылья, чтоб на них облететь царство и узнать, кому счастливо живется на Руси. Крыльев от птицы им получить не удается – но зато они добывают у нее скатерть-самобранку. Получив птичью скатерть, крестьяне отправляются странствовать: такова завязка поэмы. Если Вернодруг ищет счастливый город («наш путь лежит к удоду», говорит Добронадей, «чтоб узнать у него, не видал ли он где-нибудь, где летал, такого города», ст. 46) и обращается за советом к птице, то некрасовские крестьяне ищут счастливого человека и обращаются к птице за помощью. Удод называет Вернодругу и Добронадею серию городов, которые он считает счастливыми (144 sqq); у Некрасова люди, которых крестьяне считали счастливыми, поочередно проходят перед их взором. Вернодруг и Добронадей переодеваются птицами и с этой целью оперяются; кресть