яне Некрасова получают от птицы вместо крыльев скатерть-самобранку, при помощи которой они и совершают свой обход. «Птичья» завязка Некрасовской поэмы, конечно, не случайна: она вызвана тем, что эта поэма целиков сконструирована по образцу фольклора, и что этим образцом (как показывает исследование) явилась былина «Каково птицам жить на Руси».1 Переделав «птичий» сюжет на «человеческий», Некрасов оставил мотив обращения к птице и птичьей помощи в виде завязки и конструктивного стержня. В былине действующими лицами являются, как у Аристофана, птицы; как у Аристофана, былина служит сатирой, и сатирой социальной. Такие же «птичьи» сатиры фольклорного происхождения известны во многих древних литературах под названием «Совет птичий» или «Сказание о птицах небесных».2 То, что у Некрасова взято в виде завязке к поэме, то у Аристофана является одним из органических элементов основного сюжета о постройке небесного города. Семантика города соответствует семантике неба; поэтому, и сам по себе мотив основания города носил у греков культовый характер и связывался с идеей спасения, с культом богов-спасителей; земной город воспринимался, как копия города небесного.3 Связь птицы с небесным городом восходит к представлению птица-небо;4 как солнце, птица известна в международном фольклоре (ср. у индусов Гаруну, у нас Жар-птицы, на Востоке птицу Феникс и т. д.), – а солнце своими лучами-глазами все видит и все знает. Когда нужно что-нибудь, верней, кого-нибудь разыскать обращаются к «всевидящему» Солнцу. К Гелиосу обращается Деметра за тайной нахождения ее дочери, и только Солнце может дать ответ на вопрос, перед которым были бессильны даже бог;5 украинская дивчина вопрошает Солнце, куда поехал ее милый и ее недруг, и это Солнце изображается в виде ярко-красного колеса, которое «много дива видало».6 Обычным эпитетом солнца, «всевидящим», называют себя и
Комментарии:
|
1 Ненапечатанный, но ходивший по многим рукам доклад рано умершей Н. Коноваловой «Фольклорные элементы в творчестве Некрасова». Былина напечатана у Рыбникова 1862, II 310 слл.
2 См. Лопарев, Памятн[ики] др[евнерусского] письма 1896, № 116. Франко, Зап. т[оварищест]ва Шевченки, 1897, т. 30 (указ[анный] доклад).
3 Wendland ZNW V, 1904, 347 s. Weniger, Theophanien, Af R 22, 56–57. Usener Der Stoff, Kl Schr IV, 199. „Трипурой» назывался город асуров, который находился в трех сферах – на земле, на воздухе и на небе.
4 «Ты из священного смотришь эфира своими лучами, все озираешь ты сверху, широкую землю и море», Гимн к Деметре 89 в пер[еводе] Вересаева.
5 Hym. Cer. 25 ss.
6 Потебня, МЯ 4 149.
|