птицы у Аристофана (1058), эти образные дериваты неба в его значении солнца. Первоначально к птицам обращаются не за помощью и советом, а с вопросом о том, что могли видеть только они одни; фольклорный мотив в том и заключается, что сказочные герои отправлялись к солнцу в образе птицы, чтобы спросить, где лежит счастливое солнечное царство (счастливые солнечные люди), где лежит рай; туда они направляли свой путь и, после долгих странствий, посещений чудесных стран и многих приключений, прибывали в это счастливое царство.
1933 г.
Примечания
1. Предисловие к «Птицам» в изд. ГИЗ'а, 1927, 184 сл.
2. Ненапечатанный, но ходивший по многим рукам доклад рано умершей Н. Коноваловой «Фольклорные элементы в творчестве Некрасова». Былина напечатана у Рыбникова 1862, II 310 слл.
3. См. Лопарев, Памятн[ики] др[евнерусского] письма 1896, № 116. Франко, Зап. т[оварищест]ва Шевченки, 1897, т. 30 (указ[анный] доклад).
4. Wendland ZNW V, 1904, 347 s. Weniger, Theophanien, Af R 22, 56–57. Usener Der Stoff, Kl Schr IV, 199. „Трипурой» назывался город асуров, который находился в трех сферах – на земле, на воздухе и на небе.
5. «Ты из священного смотришь эфира своими лучами, все озираешь ты сверху, широкую землю и море», Гимн к Деметре 89 в пер[еводе] Вересаева.
6. Hym. Cer. 25 ss.
7. Потебня, МЯ 4 149.
О. Фрейденберг*