Евангелие   —   Лист 2

Отнесемся* к задаче с полной научной строгостью. Перед нами несколько греческих романов (их дошло около десятка), так сказать, в гладком законченном виде. Так как в центре нашего внимания находится не сам греческий роман, а некий христианский жанр, называемый евангелиями, то выберем из имеющихся греческих романов такой, который ближе всего мог бы заинтересовать нас для наших целей. Этого романа наука долгое время не замечала, и вопрос о нем составляет тему моего отдельного исследования. Сейчас можно этот вопрос считать разрешенным и сказать прямо, что одним из ранних и очень показательным греческим романом являются апокрифические Деяния апостола Павла и святой Феклы. Нужно пояснить, что апокрифом называлось такое произведение, которое не входило в канон священных книг; апокрифы имеются у евреев, апокрифы у христиан. Произведение, которое идеологически подходило церкви, входило в канон и считалось «священным писанием»; но такое же произведение, стоявшее ближе к народной легенде и к поверью, ставило церковь в неловкое положение своей откровенностью, и потому запрещалось, получало название «отреченной» книги или «апокрифа». Рядом с евангелиями каноническими до нас дошли и евангелия апокрифические, рядом с деяниями апостолов в Новом Завете (каноническими) мы имеем десятки таких же деяний апокрифических. К ним принадлежат и Деяния Павла и Феклы. Их форма примитивна и очень наивна; частью они написаны изящным языком, с несомненной поэтичностью, частью очень вульгарно и плоско. Анализ языка показывает, что ядро Деяний принадлежит древнему слою и вышло из народной среды, но что позднейшая рука сшила отдельные куски сказаний и заштопала их шелковыми нитками литературного языка. Об этих Деяниях мы знаем кое-что любопытное; так, их автором был малоазийский священник, который ложно приписал свое произведение апостолу Павлу, но был уличен церковью и лишен сана.
Затем их постигла очень интересная судьба. С одной стороны, церковь продолжала бичевать их и «отрекать». С другой, отцы церкви ссылались на святые подвиги Феклы и возводили ее в первейший сан святости, посвящали ей проповеди и т. д. И случилась забавнейшая вещь: та самая церковь, которая прокляла Феклу, сама же возвела ее в первомученицы и ввела в литургию. А наш апокриф, оставаясь и по сию пору апокрифом, занял почетное место в Житиях святых...
Но взглянем на самые Деяния. В них рассказывается, как апостол Павел, потерпев гонения в Антиохии, пришел проповедывать в Иконию (город Малой Азии). Здесь к нему приходят женщины и мужчины. Одна молодая девушка-язычница замечательной красоты, по имени Фекла, услышала из окна эту проповедь Павла; в это время он говорил о воздержании и целомудрии, и Фекла, уже просватанная за Тамириса, всей душой привязывается к Павлу, отвергает жениха и жаждет телесной чистоты. Мать Феклы, Феоклея, и жених Тамирис в отчаянии. Наконец, Тамирис доносит на Павла властям, и Павла сажают в тюрьму, а Фекла, подкупив стражу, пробирается к нему и слушает его проповедь. Тем временем родители ищут Феклу и, найдя ее у Павла, тоже предают властям. Над Павлом и Феклой происходит суд, и Павла с побоями изгоняют из города, а Феклу возводят на костер и хотят сжечь. Однако, в решительную минуту дождь заливает пламя костра. Освобожденная Фекла в тоске ищет Павла и находит его в Дафне. Здесь, в склепе, они встречаются, и Фекла просит, чтоб Павел ее крестил, но тот до времени отказывается. Они оба отправляются в Антиохию, но по дороге на Феклу нападает правитель Сирии Александр и хочет ее изнасиловать. Павел делает вид, что не знает Феклы и покидает ее. Фекла отбивает нападение Александра и срывает с него должностной венок. В сильном гневе Александр приговаривает ее к звероборству. За нее вступается царица Трифэна и берет ее к себе на поруки. У этой царицы была дочь Фальконилла, которая умерла, и во сне просила мать взять вместо себя Феклу. Во время звероборства звери не только не трогают Феклы, но вместо нее выступает львица и принимает все удары на себя. Затем Фекла сама себя крестит: она бросается в воду, где плавают тюлени, которые

Комментарии: