река* есть и человек, и бог. И вполне определенный бог, который в системе финикийской мифологии входит в состав священной троицы и занимает в ней самое главное место, в роде бога-отца. Этот бог, помимо местных сказаний, изображен, и на местных монетах; сами финикияне отожествляли его с другим местным божеством, которое славилось врачеванием и прорицанием.
Но вот мы опять встречаем нашего героя, на этот раз в Малой Азии, и здесь его имя произносится Тамирас. В этой малоазиатской мифологии он уже совершенно неотделим от Адониса, и разница между ними лишь та, что Тамирас, по-видимому, является несравненно более древним божеством, чем Адонис. Здесь же, в Малой Азии, мы имеем город по имени Томарис; на его монетах изображается мужское божество то выходящим из пламени костра, то убивающим льва (в древности на монетах всегда изображались боги данной местности, данного города, и местность обыкновенно носила то самое имя, что и ее главное божество). Заметим мимоходом, что две сцены на этих монетах – спасение из пламени и победное звероборство являются двумя эпизодами и из мученичеств нашей Феклы, и из греческого романа: другими словами, жених Феклы Тамирис сам связан с теми же эпизодами, что и Фекла, но эти эпизоды оказываются религиозными, культовыми.
Далее, существовала в Эпире (на западе Греции) местность Додона, которая представляла собой одно из древнейших святилищ; божество, которое здесь почиталось, называлось Тамурос, оно же Тмарос и оно же Тамарос, а его жрецы – Тамары или Томуры. Это было божество дерева, горы, воды и прорицания.
Но этот же наш Тамирис встречается не только как мужское божество, но и как женское. Так, скифские легенды говорили о царице Тамирисе, которая совершенно сливается со знаменитой вавилонской богиней Иштар; эта же самая скифская Томириса на Кавказе знаменита, как иверская святая Тамара или как царица Тамара. И Томириса и Тамара – это те самые женщины, которые славятся красотой и коварством и губят своих молодых любовников, подобно Иштар. Во всех мифах разбираемого цикла есть всегда мужское божество типа Адониса и женское типа Афродиты, при чем зачастую это женское божество убивает ила так или иначе губит своего сына-возлюбленного. И вот наш Тамирис то появляется в роли мужского божества – жертвы, то в роли женского божества – губительницы. Рядом с кавказской Тамарой должны быть поставлены и три Тамары из Библии, которые являются таким же разновидностями вавилонской Иштар, как и иверская святая.
Но какой же отсюда вывод? Да очень важный. Мы, во-первых, убеждаемся, что мужское или женское божество не есть что-то устойчивое, раз навсегда данное, а что оно может быть либо женским, либо мужским, но что устойчиво только одно идеологическое осмысление (ниже мы увидим, какое и почему именно такое, а не иное), которое может принимать форму то мужскую, то женскую. А, во-вторых, мы видим, что наш герой вовсе не является специально греческим, а в различных оформлениях присущ целому ряду стран. С этой точки зрения особенно интересно, что додонский культ считался египетским, и в частности культом священной троицы богов, из которых один был богом-отцом (Аммон), второй – богиней-матерью (Мут), третий – богом-сыном (Хонсу). Позднее эта троица сливается с Озирисом-Изидой-Гором. Итак, перед нами все время один и тот же культ, один и тот же цикл сказаний, лишь с разными именами. У нас нет решительно никаких данных видеть «родину» этих богов в какой-либо одной преимущественной стране. Напротив, все факты говорят за то, что и там, и тут, и в третьем месте мы имеем дело с несомненно различными богами несомненно одинаковой сущности, и что следовательно, какая-то одна и та же идеологическая сущность создавала в каждой стране (в различных общественных условиях) свои различные оформления.
Но оставим пока Тамириса и займемся нашей святой героиней. Что означает имя Фекла? – Взглянем на святцы. Там это имя значит «слава божья». И нам не трудно догадаться, почему. Мать Феклы зовут Феоклея, что, действи
Комментарии: