Евангелие   —   Лист 5 (об.)

была* богиней, потом стала представляться, как жрица богини, а еще дальше сделалась героиней романа у язычников, первомученицей и святой у христиан.
Что касается имени царицы Трифэны, то оно, будучи именем многих египетских и малоазийских цариц, в апокрифе тоже есть имя мифическое; так, мы знаем житие, где эта Трифэна уже святая, и к ней приурочены наиболее типичные черты из культа «великих матерей». В конце концов, почти все действующие лица наших Деяний становятся впоследствии святыми и мучениками.
Мы можем теперь категорически утверждать, что герои Деяний и их имена не созданы случайной фантазией малоазийского священника, а даны ему в виде культового наследия. Их присутствие в апокрифе совершенно закономерно, и все они связаны друге другом. В их лице мы имеем дело с женским и мужским божествами одного и того же культа плодородия, при чем женщина – это богиня мать, а мужчина – ее сын-возлюбленный. Фекла была первоначально матерью, и Фальконилла была матерью. Когда единый культ раздвоился и пошла мода на девство, Фекла и Фальконилла стали дочерьми-девами, а матерьми к ним были созданы Трифэна и Феоклея, первая по историческому признаку (как Павел), а вторая по признаку созвучия в имени. Тамирис, который был неотделим от Феклы, стал ее женихом. Но раздвоились и самые функции действующих лиц, потому что культ производительности начинался смертью, а кончался воскресением. В соответствии с этим половина действующих лиц стала нести траурные функции (умершая Фальконилла, рано умерший Тамирис), а половина функции воскресения (Фекла и Павел). Таким образом, роль апостола Павла у нас в Деяниях – это роль любовника языческой богини плодородия.
Но Деяния – только один из типичнейших греческих романов. Следовательно, не в одних лишь этих Деяниях, но решительно в каждом из греческих романов имена действующих лиц оказываются именами древнейших, если можно так сказать, еще до-языческих богов. Этим фактом мы устанавливаем культовое происхождение греческого романа. Кроме того, этим фактом мы устанавливаем и то, что греческий роман имел корни в какой-то чрезвычайно древней идеологии и что в историческое время в своем так называемом готовом виде он состоял из тех же мотивов, с которыми некогда были увязаны и его действующие лица. Теперь перед нами, следовательно, такая задача: вскрыть идеологию, создавшую готовые формы греческого романа. Мы для этого, само собой разумеется, обращаемся именно к этим готовым формам. Имена мы уже проанализировали. Сейчас займемся структурой романа: его основной композицией, его эпизодами и его сюжетом.
Здесь нам бросаются в глаза две особенности романа. Первая – это трафарет общего сюжетного и композиционого обрамления, трафарет общей схемы (брак и разлука, странствия и поиски, встреча и воссоединение навеки). Вторая – это то, что мы называем «мученичеством» или «мнимыми смертями». Эти две части романа мало связаны друг с другом, то есть связаны чисто внешне, путем фабулы. На самом деле история влюбленных – это одно, а сами по себе приключения – это как бы что-то совсем другое. Теперь подойдем к этим двум частям романа поближе. Начинается роман с пламенной любви и брака. Но почему же сразу разлука и вопли? Начинаем относиться к этим «любвям» подозрительно. И, в самом деле, очень скоро убеждаемся, что каждая такая любовь и каждый брак трактуются романом в виде смерти. Любовь в греческом романе всегда понимается, как смерть. То в день брака герой или героиня внезапно умирают, то сравнивают свой брак со своей смертью; то убегают от смерти, то... но таких «то» бесконечное множество. Мы видим, как невеста в брачном наряде оказывается в гробу; как она считает себя умершей, а ей поют брачный гимн, или, наоборот, ее готовят к браку, а ее ждет смерть. Все это было бы~ пожалуй, странно и непонятно, если б такой же точно сюжет не был издавна присущ культу плодородия. Так, богиня любви Афродита хочет соединиться с Адонисом, своим возлюбленным, а он внезапно умирает или просто исчезает, тогда начинаются поиски его, которые заканчиваются его нахождением и его воскресением. И вот дело-то все в том и 

Комментарии: