Евангелие   —   Лист 7 (об.)

оскопление*. Оскопленным представлялся и сам Аттис, рожденный матерью-девой, Кибелой. Наконец, Аттис умирает и его хоронят. Но на третий день он воскресает, и скорбь переходит в шумную радость.
Итак, в одних из этих обрядов преобладает мужская роль (Озирис), в других женская (Афродита), в третьих они идут рядом (Аттис и Кибела). Их общая тема – смерть, преодоление смерти и воскресение, которое называется у Озириса, «исчезновение, поиски и нахождение». Главный момент всех этих обрядов сжато выражен в адонисовых садах и в горшках с землей Озириса: деревенский хозяйственный акт – зарывание зерна в землю, идеологически переформившись, дал структуру сюжету о погребении и воскресении из гроба, о смерти и воскресении. Промежуточная стадия, переход от смерти к жизни, подсказана и здесь полевым процессом прорастания, центральным в жизни хлебороба: мы видим, что обряд с горшками-садами Озириса происходит в дни посева. У Аттиса, вместо садов и горшков, существует обряд привешивания к дереву, т. е. то же самое, что распятие на дереве; кроме того, в его обрядах не зерно зарывалось в землю, а мужской орган производительности. Так как земля представлялась женщиной и матерью всего сущего, то мы, вглядевшись в эти обряды, сейчас же подметим параллелизм земледельческих и эротических мотивов. В самом деле, ведь во всех этих обрядах речь идет о посеве и действо изображает посев, а между тем священное сказание говорит о брачной разлуке Озириса и Изиды, о любовном разъединении Афродиты и Адониса, о потере Кибелой своего сына-возлюбленного. Сюжет этих священных словесных страстей совершенно совпадает с сюжетом греческого романа, а сюжет этих же обрядов совпадает с сюжетом евангелий.
Таким образом, мы видим, как реальный хозяйственно-трудовой акт земледелия дает в идеологическом переформлении один и тот же образ плодородия, который нерасторжимо и одновременно является и образом мученических страстей, и образом страстей любовных. Этот, параллелизм, это тождество эротики и мученичества, мы встретим с полной неизбежностью всюду, где будем иметь дело с культом плодородия, идет ли речь о греках, о восточных языческих народах, об евреях. Так, например, в греческих земледельческих обрядах мы видим, с одной стороны, уход под землю зерна и выход его оттуда, при чем это зерно олицетворяется не в виде мужского божества (как Оризис и Адонис), а в виде женского или в виде животного, или, наконец, просто в виде мужского органа производительности. А, с другой стороны, к этим же обрядам приурочены сказания о мужчинах, которые проникают к женщинам, с целью насилия, но те за то оскопляют их или убивают. Следовательно, мотив земледельческого плодородия (прорастания зерна) и мотив людского плодородия (насилие, оскопление, в том или ином виде производительный акт) идут вместе. Этот параллелизм сказывается еще ярче в еврейском культе. Здесь особенно характерна пасха и своим обрядом и своими священными сказаниями. Как земледельческий праздник, она была приурочена к созреванию колосьев, к весеннему месяцу. Это был праздник начатков, первого приплода животных, растительности и людей. В сказании сохранились следы того, что в эти дни иегове приносили в жертву не только начатки растительности и приплод животных, но и первенцев-детей; впоследствии сказание говорит об его кровавой роли в одном Египте, где еврейский бог убивает все первородное потомство от царя до животного. Еврейская пасха в сущности есть уже столько же праздник смерти и воскресения, как потом и христианская пасха. Так, смерть растительности, животных и людей дана здесь, как путь к воскресению; это смерть временная, и она ходила за дверьми лишь в первые дни праздника, а с восьмого воскресали злаки и начиналось торжество жизни. Тогда пост и воздержание от хлеба сменялось разговеньем хлебом нового урожая и обильным насыщением. Почему смерть и воскресение Христа приурочены ко дням пасхи? – Да именно потому, что пасха была праздником смерти и воскресения. По этой же причине в пасхальные дни хотят умертвить ап. Петра, но ангел его спасает. К пасхе приурочено первое пророчество Христа о своем воскресении, на пасхе неожиданно исчезает юный христос, которого мать ищет в скорби и находит вне

Комментарии: