Фольклор у Аристофана
(«Тесмофориазусы»)
О. М. Фрейденберг
I
Сюжет «Тесмофориазус» («Женщин, справляющих праздник Тесмофорий») таков: Мнесилох, родственник Еврипида, проникает на женский праздник в честь Деметры Тесмофоры, чтоб узнать, как женщины будут нападать на своего врага, Еврипида. Но мужчинам нельзя присутствовать на женских таинствах: поэтому, Мнесилох переодевается в женское платье. Однако, его заступничество за Еврипида вызывает у женщин подозрение, и когда они в циничной сцене узнают в Мнесилохе мужчину, ими овладевает негодование; сначала они собираются его сжечь, а затем привязывают к столбу и хотят убить. Впрочем, комедия кончается благополучно: Еврипид спасет Мнесилоха, пообещав больше никогда не ругать женщин. Сюжет этого бытового, казалось бы, фарса, который разыгрывался в святилище Диониса, оформлен религиозно: действие происходит во время таинств в честь Деметры, действующие лица — «женщины, справляющие Тесмофории». В фарсе пародируется, таким образом, храмовое таинство, и Аристофан, не смущаясь, изображает на сцене все богослужение Тесмофорий, от обрядового призыва женщины-глашатая к благоговению — вплоть до молитв и величественных пэанов.1 И общий сюжет «Тесмофориазус», и их литургийный характер не противоречат друг другу, если распознать, что и самый-то сюжет чересчур легко уводит к кругу обычных культовых сказаний. Мужчина, переодетый женщиной, проникает в заповедные женские собрания, где происходят таинства в честь женщины-богини или женственного бога, обслуживаемого женщинами: его ловят, распознают, хотят убить или убивают. Таков этот типологический псевдобытовой сюжет сказаний, прикрепленных, в качестве словесного богослужебного материала,