Фольклор у Аристофана   —   Лист 1 (об.)

к* обрядам этих женских таинств. Сказание о Пенфее, подсмотревшем в женском одеянии женские таинства и за то растерзанном вакханками, — наиболее известный вариант такого рода сюжетов. Но и Тесмофории имеют такое же сказание, менее знаменитое: некто Батт, переодевшись в женское платье, проник на женское собрание в честь Деметры Тесмофоры, был обнаружен и оскоплен.1 Первый сюжет обработан Еврипидом в его «Вакханках», второй пародируется Аристофаном в «Тесмофориазусах», причем в его герои попадают не Пенфей и не Батт, а уже сам Еврипид…


II
То, что священное сказание Тесмофорий приносит нам имя главного персонажа, драгоценно: дело в том, что в его имени содержится обсценное значение, которое еще было внятно грекам, но сейчас нам раскроется и поможет. Значение имени Батта сохранено, прежде всего, в компановке сюжетных эпизодов и в атрибутивных ролях; так, Батт попадает к женщинам, Батта оскопляют женщины, на Батта нападают участницы таинств, обрызганные кровью жертвенных животных и вооруженные мечами, — и это все во время празднования Тесмофорий. Параллелизм обряда крови жертвенного животного и фаллической жертвы — подчеркнут. Но как праздновались Тесмофории? Это был женский праздник в дни посева в честь богини производительности Тесмофоры, с состязанием в лучшем деторождении,2 и действенный ритуал заключался в том, что бросалось в храмовое подземелье жертвенное животное, либо в подземную яму — фалл. То и другое — акт плодородия: зарывание в землю животного или мужского органа производительности равно означает брак земли. И сказание дает ту же двузначимость: женщины, справляющие Тесмофории, обрызганы кровью жертвенных животных, но теми же жертвенными мечами калечат Батта. Проникновение мужчины к женщинам — это и есть метафорически переданный образ брака, оплодотворения; в то время, как сюжет обрядового действа, идущий из земледельческой эпохи, изображает опускание в землю части животного или мужского органа производительности, сюжет обрядового сказания делает то же самое в транскрипции иных, антропоморфных, метафор. В священных сказаниях Тесмофорий этот сюжет говорит о браке Персефоны и Аида, о Любви Деметры и Иасиона, — в параллельных же мифах мужчина проникает к тесмофориазусам, уже не к самой Тесмофоре, но к ее служительницам. Этот мужчина — фаллическое боже

Комментарии:

1 Nilsson. Gr. Feste. 1906, 325.
2 Εὐπαιδίης ἀγών в дни Каллигении, Menandr. Mim. IX.