Фольклор у Аристофана   —   Лист 2

ство*, сакральная жертва, носитель семантики Тесмофорий, находящийся в культовом окружении женщин-участниц, которые творят его судьбу-обряд, судьбу насильственной смерти-пассии, обряд ухода в землю и слияния с женской сущностью земли-Матери. Центральное действо специфического уродованья Батта говорит о том, что его приход к женщинам имел первоначальной целью их оплодотворение; мотив любопытства — позднейший. Переодевание в женское платье является тоже одним из актов священного обряда: таковы служители Сирийской богини, таков Аттис Катулла, одновременно уродующие себя и меняющие мужское платье на женское. Обряд Тесмофорий — это обряд слияния мужского плодородящего начала с женским, и выражается оно в тройной метафористике проникновения к женщинам, переодеванья мужчины в женское, жертвенного отсекания. Связь Батта с богами из разряда Аттиса доказывается с несомненностью: по Плутарху, в Пессинунте жреца Кибелы звали Баттак, а по Полибию, что еще замечательней, двух пассинунтских жрецов Матери богов звали Аттис и Баттак.1 Рассказ Антонина Либерала о пастухе Батте2 и присутствии пастуха Батта у Феокрита, наряду с Дафнисами, Меналками, Тирсисами, Коматами, Коридонами и другими пастушескими богами, говорит за то, что в лице Батта мы имеем одного из древних богов плодородия типа Аттиса. Как букол, пастух быков, он скрывает в себе божество-быка; как растительное начало, он олицетворяет ежевику и гладыш — растение из Киренаики.3 Но здесь мы доходим до Батта, основателя Кирены, города Ливии, доходим до знаменитого ливийского царя, о котором нам говорят чуть ли не все античные писатели, начиная с Пиндара (Pyth. IV–V) и Геродота (IV, 150 sqq.): культово связанный с Дельфами, этот ливийский бог является нам в образе то пчельника, то охотника, то пастуха.4 В Дельфах изображен на колеснице Батт, везомый Киреной и увенчиваемый

Комментарии:

1 Plut. Mar., 17, Polyb., XXI, 37, 5.
2 Ant. Lib., XXIII со слов Памфила, указывающего на Гесиода, Никандра, Дидимарха, Антигона и Аполлония Родосского, к которым можно прибавить и Овидия, Met., II, 676 sqq.
3 Arist. Plut., 925, Str. 837 и др. Ежевика и шиповник по др.-греч. βάτος, по новогреч. βάτα.
4 По Геродоту, слово «бата» значит по-ливийски «царь»; ливийские мифы с несомненностью ведут нас к древне-египетским мифам о Бате, знаменитом герое «Сказки о двух братьях», двойнике Озириса. И. Г. Франк-Каменецкий возводил Бату к разновидностям Таммуза-Озириса и указывал на его фольклорное происхождение в «Грузинской параллели к повести о двух братьях», Яфет. сб., 1925, 51 и сл. В 1926 г. В. В. Струве сделал ряд докладов о Бате-охотнике и Бате-пастухе, где показал, что Бата является богом из разряда Аттисов, и что его почитание было общим для Египта, Вавилона и Малой Азии. Ср. статью В. В. Струве в сборнике «Тристан и Изольда», 1932, 54 и сл.