Фольклор у Аристофана   —   Лист 2 (об.)

Ливией* ;1 в мифе он сам становится возницей Батоном;2 как Битон, он фигурирует в храме, основанном Данаем, среди ксоанов, привезенных из Египта, и в аргосском храме в виде пастуха, несущего на плечах быка; как Битон же, он привозит на себе, вдвоем с братом, свою мать на женский праздник, где и умирает.3


III
На почве антропизации религиозного сознания, преобладающей в период образования греческого государства, боги обращаются в жрецов, в скульпторов, делающих статуи этих богов, в актеров и авторов, разыгрывающих и сочиняющих истории, которые в сущности являются мифами об этих же самых богах. Мы узнаем из Либания, что некто Батал был флейтист из Эфеса, славился своей изнеженностью и был первым из актеров, вышедших на сцену в женской обуви…4 Но, благодаря злым языкам, называвшим Демосфена «Баталом», мы получаем разъяснение от Плутарха, что Батал был героем комедии Антифана, по одним сведениям, а по другим — автором циничных, порнографических стихов; самое же слово «батал», говорит Плутарх, имело у афинян непристойное значение.5 Специфическая жертва Батта получает осмысление: божество и олицетворение плодородия в форме органа производительности, Батт становится героем сюжета, развертывающего это олицетворение в ряд мотивов и эпизодов. Путь от вегетативной метафоры к псевдо-реальному персонажу есть путь общественного сознания от земледельческого периода до периода товарно-денежного хозяйства. В «реальном» жанре мимиямбов Герода мы находим нашего Батта уже в виде «типичного представителя» рабовладельческого общества: бог фалла здесь сводник. II-й мим рисует сценку в суде; тяжущихся двое — Фалес и Баттар. Наделенный самыми густыми реальными чертами, Баттар — содержатель публичного дома; он ведет процесс против торговца хлебом Фалеса, который ночью ворвался в дом Баттара, произвел там скандал, избил хозяина, изнасиловал и увел одну девицу, да еще хотел поджечь дом.

Комментарии:

1 Paus., X, 15, 6–7
2 Gruppe, 306, считает биотийского Батона танагрским Гермесом; в этом его убеждают эпиграфические имена Βαττίς из Беотии (женское) и Βάττος из Танагры. Ср. город во Фригии Βάττεα, в Эпире Βατίαι и в Понте, к югу от Синопы, τὰ Βατὰ κώμη καὶ λιμὴν (Str., 324, 496), название кургана под Троей Βατίεια (Il., II, 811 sqq.), имя жены Дардана из Троады Βάτεια (Apd., III, 13, 9, Diod., IV, 75 и др.)
3 Hrd., I, 31, Paus., II, 19, 3; 5. В. В. Струве в указанном докладе допускает для египетского Баты чтение и Бита.
4 Anecd. Gr. Bekk. 221 («Батал» у греков, вообще, было нецензурное слово).
5 Plut. Dem, IV, Aesch, I, 126; II, 99.