Фольклор у Аристофана   —   Лист 3

Парочка* стоит друг друга! Но если возникает недоверие к тому, что Баттар — ореаленный Батт, то посмотрим на буйного партнера Баттара. Это Фалес. Тот самый Фалес, который является Дионисом и Гермесом, принятым во всех «хороших домах», которому молятся честные земледельцы, справляющие в его честь празднества, которого призывают в молитвах благочестивые горожане, не врывающиеся ночью в публичные дома, которому служат девушки добрых семейств…1 Но нужно присмотреться к «методу» творческого сознания рабовладельческого общества и к затрудненности, к невозможности для Герода овладеть реализмом, этой высшей из мировоззренческих форм: в так называемую реалистическую эпоху эллинизма так называемый реалист Герод приходит к реальности через ворота религиозного осознания мира, и потому над ним тяготеет фольклорно-мифологическая традиция. Его герой — сводник, но это Баттар, его герой — торговец хлебом, но это Фалес. Реализм налицо, но он не самостоятелен, а подчинен в значительнейшей пропорции антиреалистичным элементам, религиозным элементам сознания; пусть они — только литературная традиция, но подчинение этой традиции характерно для сознания Герода. Фалес — бог плодородия, бог рождения детей и хлеба,2 и Герод до того верен мифологическому канону всех «хлебных» богов, что заставляет его привезти хлеб в голодный город и сделать для насыщения людей то же, что для них делали, в той или иной форме, Христос, Дионис, Иосиф Прекрасный, Озирис, Елисей-Илья и многие, многие другие боги и герои.


IV
Центральная сцена в «Тесмофориазусах» заключается в том, что женщины схватывают Мнесилоха, раздевают и осматривают. Вся сцена, согласно установкам дионисического театра, проходит непристойно: по существу, это есть сцена нахождения женщинами, справляющими Тесмофории, органа плодородия. Всей сцене нахождения предшествует сцена его поисков: она сопровождается хоровым пением богослужебного характера, и это пение сопутствует обряду искания.3 Такие поиски и нахождение обычны в обрядности богов плодородия; только там ищут и находят всего бога, здесь основную для культа часть его тела. Впрочем, мы знаем и такие

Комментарии:

1 Ar. Ach., 263, Luc. Jupp. Trag., 42, Paus., X, 19, 3, Hes. s. v.
2 У Герода прекрасно сохранился параллелизм двузначного образа плодородия «Мирталу любишь ты, люблю и я пшено», «Фалес вам скажет – я приплыл… с пшеничным грузом и прикончил злой голод, я ж девок понавез из Тира», «Он пшена даром молоть не даст, не дам и я… своих женщин» (79–80; 16–18; 19–20, перев. Г. Ф. Церетели).
3 Thesm., 636 sqq., 655 sqq.