Фольклор у Аристофана   —   Лист 3 (об.)

обрядовые* версии, в которых женщины совершают поиски именно данной части божества, например, Изида и ее эллинистические эквиваленты; но дело не в этом, а в том, что обрядовые поиски и нахождение всегда начинаются исчезновением культового объекта. Нахождение мужской природы Мнесилоха, несомненно, является центральной сценой не в одной композиции Аристофановской комедии: эта композиция, казалось бы, свободная, всецело подчинена семантике сюжета. Под всеми реально-бытовыми комедийными сценами «Тесмофориазус» лежат смысловые значимости сюжета Тесмофорий. Такова, особенно, сцена мнимой смерти Мнесилоха — сперва в огне (725 сл.), затем у столба (931 сл.). Его привязывают, а он переодет в яркое женское платье; и вот он просит раздеть его, чтобы перестать быть посмешищем для женщин (939 сл.). В этой сцене Мнесилох, подобно Фалесу и Баттару, столько же подается в бытовом плане, сколько включает в себя культовое содержание. Перед нами божество плодородия, герой Тесмофорий*, стоит привязан к дереву и здесь, на дереве, переживает предсмертный маскарад: он переодет в яркошафранное женское платье и служит посмешищем.1 Классическая картина такого предсмертного маскарада, с элементами глумления и насмешки, дана в евангелии, где распятое на дереве божество плодородия предварительно переодето в шутовскую багряницу и венок. Другую параллель дают те же «Вакханки» Еврипида: Пенфей в ярком женском наряде взбирается на дерево и оттуда подсматривает женские таинства, — разъяренные вакханки губят его на дереве. Особенно неистовствует его мать: вакханки вырывают дерево с корнем, мать Пенфея отрывает руку от тела, голову от туловища, и эту голову, подобно плоду, несет домой для пира.2 Пенфей переживает судьбу самого дерева, и сидит он на самом дереве; Христос распят, а Мнесилох уже только привязан к столбу… И если Битон умирал на женском празднике из-за своей матери в силу позднейших благородных мотивов, а Аттис погибал из-за Великой Матери, то Пенфей умирал на женском празднике из-за родной матери, разрывавшей его тело на части. А Мнесилох? Причиной и его злоключений тоже была мать, — но как она эпизодически и никчемно подана у Аристофана! Мнесилох вырывает у одной из «темосфориазус» ребенка и хочет

Комментарии:

1 Ср. русскую майскую обрядность. В праздники Ярила избирали старика, одевали в пестрое платье, украшали лентами и бубенцами, и водили вокруг него хороводы, насмехаясь над Ярилой. Божество солнца и производительности, страстной Ярила здесь дан в форме шута.
2 Eur. Bacch., 1070 sqq., 1105 sqq., 1241. Ср. майскую обрядность у немцев: парень влезает на дерево, которое толпа раскачивает. Вырвав его с корнем, весело тащат домой, где ждет пир. А. Н. Веселовский в ЖМНП, 1894, II, 301.